Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Российские филателисты рассказали, как заработать 700 000 долларов на марке

"Считается, перевернутой надпечатку сделали по приказу наркома внутренних дел Ягоды"

Наблюдая истинного коллекционера в жизни, обычный человек нет-нет да и подумает: «Господи! Он же сумасшедший!». Однако подобной одержимости стоит, пожалуй, позавидовать. У этих людей определенно есть смысл жизни, один-то уж точно. Каждый день они погружаются в невидимый нам, но абсолютно реальный для них мир. И в этом мире есть все необходимое для их ума и воображения, зрения и осязания и всех остальных чувств. Так что же видят в крошечных кусочках цветной бумаги склонившиеся над ними с лупой и пинцетом филателисты? Заглянуть через плечо некоторых из них в альбом, простите, кляссер для марок попытался корреспондент «МК»

филателисты на выставке

фото: Геннадий Черкасов

Филателист — значит любящий бесплатное

— Филателия стала одним из самых популярных видов коллекционирования потому, что ее предметы имеют столько градаций, в том числе по цене (есть марки за копейки, есть за миллионы), что заниматься ею могут люди с совершенно разными интересами и средствами, — говорит Сергей Познахирко, председатель правления Московского общества филателистов. — В последнее время, правда, интерес к почтовой марке как к предмету коллекционирования снизился, но не из-за прихода цифровой связи. Просто у современных москвичей резко вырос выбор, чем заняться на досуге. Например, в советское время люди собирали фантики, открытки, спичечные коробки, но за оборот монет из драгметаллов грозило уголовное наказание. Также, несмотря на то что СССР считался страной поголовной грамотности, книг о путешествиях и других странах у нас было очень мало, и мы искали любые возможности получить информацию: мальчишки узнавали о том, что существуют Багамы и Борнео, кто там живет, о путешествиях Кука и Колумба в том числе из марок. Сейчас гораздо проще посмотреть информацию в Интернете, чем «считывать» символику с марки.

Первая марка вышла в 1840 году в Англии, в России — 18 годами позже. Как утверждают специалисты, едва возникла марка, сразу же появились и желающие их коллекционировать. Первое филателистическое общество было создано в Англии в 1866 году.

— Есть несколько версий возникновения понятия «филателия», — продолжает Сергей Николаевич. — Они все более-менее равнозначные, но мне больше всего нравится такая: «фил» от латинского «любить», а дальше «тель», которое я предпочитаю истолковывать как «бесплатный», — любительство бесплатного. Ведь раньше марки собирали именно гашеные: марку наклеили на конверт, отправили письмо, отштамповали, то есть погасили, и филателист просто отклеивал марку с использованного конверта.

В 80-х годах XIX века, когда выпускалось уже очень много марок, собиратели стали приобретать специализации. Кто-то собирал хронологические коллекции — все марки, изданные одной страной в определенный период времени; кто-то — тематические: спорт, птицы, грибы, портреты Елизаветы II, искусство. Вариантов множество. Поскольку интересы у всех филателистов были разные, марками начали обмениваться, собираться в общества и клубы. А так как купить марку — все же самый простой способ получить желаемое в отсутствие достойного эквивалента при обмене, то марки стали покупать и продавать. Так что филателисты перестали быть «собирателями халявы» в чистом виде.

Первое в России общество филателистов возникло в 1883 году в Москве и лишь позже — в Санкт-Петербурге и других крупных городах. Первоначально филателисты собирались в доме, который стоял на месте нынешнего здания ФСБ на Лубянке. Стали издаваться каталоги российских марок, как это делалось во всем мире.

фото: Геннадий Черкасов

— Марки изначально собирали люди интеллигентные и высокообразованные, — говорит Сергей Познахирко, — которые понимали, что интерес представляют не только хлеб и водка, а есть ценности более высокого порядка. Во главе первого общества стояли обрусевшие немцы и представители еврейской интеллигенции.

Почтовая марка как символ государства

В советское время филателия стала предметом идеологического воспитания советского человека. Идею предложил Георгий Димитров, болгарский член III Интернационала. Она состояла в том, чтобы сделать марки визитной карточкой государства. Постановление Совнаркома от 30 декабря 1921 года «О монополии по филателии» предоставляло Наркомвнешторгу и его органам исключительное право на образование государственного экспортного фонда по филателии для торговли за границей.

— Политики всегда понимали, что символ государства — это не только флаг и герб, — говорит «МК» Игорь Пугачев, владелец филателистической студии, эксперт-филателист. — Символ государства, с которым сталкивается все население мира, — это почтовые марки, монеты и банкноты. 99,9% всех советских марок с 1918 по 1991 год служили пропаганде. И сейчас ничего не изменилось. Во всем мире так. Все, что есть лучшего в стране, выносится на почтовую марку.

Во времена революции и в военные годы по понятным причинам многим было не до марок... Возродилась филателия в Советском Союзе в правление Хрущева. В 1956 году появился Московский союз филателистов, созданный по указанию партийного аппарата. Дальше такие общества стали образовываться и в других городах СССР. Филателия превратилась в поголовное увлечение: марки собирали академики, генералы, писатели и обычные, рядовые граждане от мала до велика. По данным Всероссийского общества филателистов, только официально зарегистрировано было несколько миллионов его членов. Правда, были свои ограничения на коллекционирование: например, купить марки на почте, где они стоили действительно копейки, можно было только в пределах количества, установленного абонементом. Закон запрещал членам клуба торговлю марками, возможен был только обмен. Нарушители рисковали попасть под действие статьи о спекуляции и получить солидный срок.

Сейчас официально зарегистрированных филателистов в Москве более 15 тысяч, но, поскольку теперь не все они на строгом государственном учете, точное число любителей марок не установлено. Хотя, судя по тому что в столице имеются специализированные салоны, и проходят аукционы, и даже находится самый большой в мире регулярно работающий клуб филателистов, количество «интеллигентных и хорошо образованных» людей в столице только растет.

К сообществу филателистов СССР и России принадлежали такие известные люди, как поэт Александр Блок, полководец Михаил Фрунзе, актер Михаил Жаров, писатель Борис Стругацкий, космонавт Герман Титов, шахматист Анатолий Карпов...

От собирателя до коллекционера

Марки делятся на два вида: стандартные (с довольно простым рисунком, выпускаются массовыми тиражами с различными номиналами и используются по прямому назначению — для оплаты почтовой корреспонденции) и художественные (коммеморативные) — прекрасные и удивительные творения художников и полиграфистов.

Однако все мы хоть раз слышали о каких-то редких и уникальных марках, которые продаются за миллионы на аукционах. И парадокс в том, что редкими и уникальными, за которыми охотятся коллекционеры, как правило, становятся стандартные марки.

Что же делает марку уникальной? Вот несколько примеров. Как вспоминает Сергей Познахирко, в 1925 году была так называемая «лимонка» — портрет рабочего на желтой бумаге. Тираж был огромный, и весь он ушел для почтовых нужд — клеился на конверты, гасился. Филателией в голодные годы никто не занимался, и марка практически вся пропала. Поэтому «лимонка» без штемпеля стоит теперь 15–20 тыс. долларов на мировых аукционах.

Неприметная «лимонка» стоит 15–20 тысяч долларов.

Есть марки, изначально выпущенные ограниченным тиражом, и так называемые разновидности — с разнообразным типографским браком или ошибками, которые были замечены, исправлены, а партия с браком изъята из продажи. Вот за такими начинается настоящая охота.

Рассказывает Игорь Пугачев: «В честь перелета из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс советского летчика Леваневского в 1935 году была выпущена марка с надпечаткой красной типографской краской. На некоторых листах надпечатка была перевернута, а на некоторых перевернутых буква «ф» в названии города была еще и строчной». Считается, перевернутой надпечатку сделали по приказу наркома внутренних дел — кстати, тоже филателиста — Ягоды. Марку выпустили маленьким тиражом. Кварт-блок этой марки Сталин подарил страстному филателисту президенту США Франклину Рузвельту во время Второй мировой войны. Якобы для этого ее изъяли у неизвестного коллекционера. В 2008 году на аукционе в Нью-Йорке такая марка была продана более чем за 700 тыс. долларов.

 

 

«Леваневский» с перевернутой надпечаткой.

А на аукционе, прошедшем в Москве в сентябре 2016 года, марка «250-сильный дизель-электрический трактор «ДЭТ-250», напечатанная, но не вышедшая в обращение в серии Всесоюзная промышленная выставка, предлагалась за 700 тыс. рублей.

В 1959 году была напечатана марка, посвященная 250-летию Полтавской битвы. Однако официально она продавалась лишь несколько минут: в это время намечался визит Никиты Хрущева в Швецию, и было решено не обижать шведов. Поэтому почти весь тираж был изъят из продажи и уничтожен. Сохранился один лист из 40 марок. Теперь одна такая марка стоит 10–20 тыс. долларов. Визит, кстати, так и не состоялся.

Но если вы решили перетряхнуть коллекцию, собранную в детстве вашим дедушкой, в поисках дорогущего раритета, то вряд ли вас ждет успех. Специалисты уверены: если человек не собирал марки целенаправленно, у него в коллекции маловероятно обнаружить что-то интересное. Хотя бывают и исключения.

Мужской клуб

— Филателия — это мужской клуб. Из ныне живущих коллекционеров я знаю всего пять женщин, которые создали настоящие коллекции, получали какие-то медали, — говорит Игорь Пугачев. — Одна из них живет в России, одна (русского происхождения) живет в Нью-Йорке, одна — тоже русская — живет в Дании. Есть еще госпожа Томпсон в Великобритании, которая коллекционирует исключительно треугольные марки.

Коллекционер марок — это человек всегда с высоким интеллектуальным уровнем, человек состоявшийся и состоятельный в финансовом плане. У человека, зарабатывающего 100 тыс. в месяц, денег на настоящее коллекционирование не хватит. Для того чтобы собрать коллекцию, нужны редкости, тогда она будет отличаться от просто собрания. Коллекционер — тот, кто исследует свою коллекцию, понимает, о чем идет речь, разбирается в тонкостях, углубляется в свой предмет во всех смыслах. В историческом, полиграфическом, экономическом... А просто собиратель — это тот, кто получил какую-то марку, положил ее в альбом и забыл о ней.

Кстати, «состоявшийся» не значит пожилой. У нас есть клиенты, которые очень молоды. Однако чтобы заработать на марках, нужно сложение очень многих факторов. Кто из нас предполагал 40 лет назад, что Китай настолько поднимется экономически?! Но те, кто давно коллекционировали Китай, оказались в огромном выигрыше. Дело тут не в везении, а в знании. Те, кто создал самые знаменитые коллекции, настолько углублялись в свой предмет, что покупали то, на что не обращали внимание другие собиратели, а потом их приобретения становились ценными.

Еще более высокий уровень коллекционирования, появившийся относительно недавно, — это уникальные марки (марки, которых осталось очень мало), наклеенные на письма, с сохранившимися конвертами, прошедшими почту. Вот такие письма стоит поискать на чердаках и в семейных архивах. Возможно, вы владеете сокровищем.

Кстати, представители отечественного бизнеса тоже научились вкладывать деньги в редкие марки для того, чтобы сберечь и приумножить капитал. Имена таких коллекционеров хранятся в тайне.

Разумеется, когда в дело вступают финансовые интересы различных сторон, возникают и ограничения. Ценные марки крадут и подделывают. Поэтому продать ценную марку или предложить ее на аукцион можно, только снабдив сертификатом от эксперта.

Не секрет, что на заграничных аукционах за нее можно получить большие деньги, чем в России, но в отношении марок (особенно если их возраст составляет более 50 лет) действует закон РФ от 15 апреля 1993 г. N4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», практически запрещающий их вывоз.

Ольга Бежская 

Источник

1318


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95