Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Росток кино — в Ростокино

Марлен Хуциев, старейший выпускник и преподаватель ВГИКа, раскрыл “МК” его тайны

Учиться в его мастерской считали за честь. Когда ушел из жизни Сергей Герасимов, чье имя теперь носит институт, именно ему предложили возглавить кафедру режиссуры художественного кино. Представить, что его попросят уйти по собственному желанию, не изберут в ученый совет ВГИКа, можно было только в бреду. Но бред стал реальностью. Живая легенда, классик отечественного кино Марлен Мартынович Хуциев — профессор на полставки. Произошло это вскоре после того, как его избрали председателем Союза кинематографистов вместо Никиты Михалкова, а съезд, на котором произошло это голосование, признали нелегитимным. Как часто пишут в титрах, «совпадения случайны». Пока ВГИК готовился к торжественному празднованию юбилея, «МК» расспросил Марлена Хуциева о его родном университете.

— Поступил я в 1945 году. Помню прекрасно, как будто это было вчера, — начал Марлен Мартынович. — Десять дней добирался из Тбилиси в Москву. Сперва вагон отцепили в Грозном, потом присоединили к другому составу, довезли до Минвод и снова отцепили. Я трое суток провел на станции. В шинели, которую мне в дорогу купили родственники. Накануне отъезда у меня украли брюки, когда я купался на озере. В итоге ехал в шинели и белых брюках. Наконец подали состав, я стою с чемоданом, набитым книгами, очередь потерял. Кто-то сказал: «Пропустите раненого». А здоровенная проводница встала в дверях: «Все, вагон переполнен». И тут за ее спиной вырос матрос — такой, как в фильмах о Гражданской войне. Он приподнял ее под локотки и бросил в толпу: «Входи, ребята». Сзади поднаперли, и я вместе с чемоданом ввалился в вагон. Так, сидя на чемодане, семь суток ехал до Москвы.

— Поступали вы на режиссерский факультет, в мастерскую Игоря Савченко.

— Среди поступающих ходил упорный слух: приемная комиссия делает все, чтобы вас сбить с толку. Проверяют характер. Когда я вошел, услышал: «Позвольте, но вы у нас уже были». «Нет, — соображаю, — вы меня не собьете». Отвечаю: «Неужели вы думаете, что, если бы я уже здесь был, у меня хватило бы духа еще раз прийти?» Комиссия рассмеялась, но что-то долго смеются и на меня смотрят в упор. А я думаю: «Это специально, чтобы меня смутить. Перетерплю, посмотрим, кто кого». Словом, поступил.

Жизнь послевоенная была суровая. На первом курсе, в начале декабря, я потерял продуктовые карточки. Как дотянуть до конца месяца?.. Я жил тогда в общежитии в Мамонтовке. Сходил в лес, срубил две елочки, отвез в Москву и тут же у Ярославского вокзала продал. На Каланчевке купил концентраты — суп-пюре гороховый. Так дотянул до нового года.

— Вы учились с Владимиром Наумовым, Сергеем Параджановым, Александром Аловым…

— С Лешей Кореневым, с моим другом и соавтором Феликсом Миронером, с которым снимал дипломную работу «Градостроители» и первую картину «Весна на Заречной улице».

— И фронтовики на нашем курсе были?

— Конечно! Гена Габай, который летал стрелком-радистом. Лева Иванов — морская пехота. Саша Алов, Юра Озеров тоже были фронтовиками. Озеров в чине майора, весь в орденах. Гриша Мелик-Авакян — тоже вся грудь в орденских планках. Лева Данилов, про которого ходили слухи, что он воевал в штрафбате.

— В фильме Петра Тодоровского «Какая чудная игра» как раз изображена ваша вгиковская общага в Мамонтовке?

— Нет, это уже позже, в Лосинке. Почти все, что там рассказано, происходило как раз в нашей комнате. При мне Коля Рыбников залезал в шкаф и говорил оттуда голосом диктора о снижении цен на продукты и так далее. Только в жизни финал у этой истории был другой — не расстрел, конечно. Зачинщиков этой шутки исключили из комсомола и института, а потом восстановили — все это проделал Сергей Аполлинариевич Герасимов, чтобы спасти их от более суровой кары. С нами параллельно учился курс Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой, где были Слава Тихонов, Нонна Мордюкова. Они в общежитии жили в комнате, соседней с нашей. Нонна чуть ли не при мне рожала — мы бегали за машиной, чтобы отвезти ее в родильный дом. А как здорово было, когда начиналась весна, теплело, все выползали на травку и, расстелив матрацы, готовились к экзаменам. На практике, на съемках «Третьего удара», мы с Наумовым и Озеровым жили в одной комнате и, кстати, спали на одной кровати. Озерова как самого крупного клали посередке, мы с Наумовым худые, но немного с кровати свисали, и он нас придерживал. Натурные съемки «Третьего удара» были в Крыму — после освобождения его прошло три года, на Сапун-горе все усеяно осколками снарядов и человеческими костями, не разобрать, где наши, где немецкие. Севастополь — одни руины…

— А каким учителем был Игорь Андреевич Савченко?

— Замечательным. Мы его боготворили. И хотя бывал редко — все время занят на съемках, — он своим художническим примером давал нам точку отсчета, как надо относиться к профессии. К сожалению, он не увидел наших дипломных работ: умер во время съемок «Тараса Шевченко» практически на съемочной площадке. Ему было всего 44 года. Курс очень тяжело пережил его смерть. Ассистентом Игоря Андреевича был опытный педагог Сергей Константинович Скворцов, с которым я, много лет спустя, вел свою первую мастерскую во ВГИКе.

— Какой учебный фильм вы снимали?

— У Савченко была установка: мы сами сочиняли сценарии своих работ. Я написал сценарий: отступая, солдат подбирает в развалинах грудного ребенка. Называлось все это «Колыбельная». По-грузински «Иявнана». Алов, подшучивая, называл его «Ивановна». Но, поскольку предполагались сложные для ВГИКа батальные сцены, в результате снимали мы с Феликсом Миронером отрывок из его сценария — сцену встречи двух фронтовых друзей. Снимали в декорации, оставшейся от другой работы. Я набрался наглости и за кадром спел «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». А наш с Феликсом дипломный сценарий «Градостроители» Игорь Андреевич, которому он очень понравился, отвез в сценарную студию и, что называется, представлял наш опус. С нами заключили договор. Это был праздник! На эти первые в жизни серьезные деньги мы купили себе по костюму.

— А как вам давались марксистско-ленинские дисциплины?

— Помог Владимир Ильич Ленин. Когда конспектировал труды философов, он разделял страницу на две части: слева писал конспекты, а справа — свои замечания. На экзамене я с важным видом, чтобы это видели экзаменаторы, проводил на листе черту и начинал писать. Шпаргалки у меня были точно так же оформлены. В определенный момент я подменял шпаргалкой черновик. У нас был потрясающий педагог по западной литературе — Ольга Игоревна Ильинская. Лекции ее были замечательные, а на экзамене она демонстративно выходила покурить и оставляла нас наедине с билетами. А как Сергей Васильевич Комаров, который вел зарубежное кино, принимал экзамены! «Подымите руку те, — предлагал он, — кто хотел бы получить «четверку» или «тройку». Руки поднимались, тогда он собирал зачетки и ставил оценку, не спрашивая. А уж тех, кто хотел «пятерку», он гонял нещадно.

— Петр Ефимович Тодоровский учился на операторском факультете, а у вас не раз снимался как актер…

— Петя всегда был очень артистичным. Снимался еще в моей дипломной работе «Градостроители», потом в фильме «Был месяц май». Когда мы с Феликсом получили постановку на Одесской студии, позвали туда Тодоровского и его однокурсника Радомира Василевского. «Весну на Заречной улице» можно назвать вгиковской картиной, потому что там снимались практически одни вгиковцы. Работали и жили легко, весело. Любили разыгрывать друг друга, особенно Феликса — он был очень доверчив. У меня был маленький приемник, и мы в гостинице исподволь слушали «Голос Америки». Помню, когда слушал Феликс, мы подговорили вахтера в такой строгой, черной шинели, он постучал и грозно вошел: «Что это вы тут делаете?» Или шутка с тортом, которая вошла потом в фильм «Какая чудная игра». Это опять же Феликсу мы подсунули кирпич вместо торта, который он купил, ожидая в гости девушку…

— C женой, Ириной Соловьевой, вы во ВГИКе познакомились?

— Она училась на киноведческом факультете, про который шутили, что он поставляет невест всему ВГИКу. Я застенчивый и долго не решался к ней подойти. Один из операторов моей дипломной работы был мужем ее однокурсницы, через них мы и познакомились.

— Первую свою мастерскую вы набрали в 1978-м?

— Мне предлагали и раньше, я отказывался, но ректор Виталий Николаевич Ждан оказался настойчив. В первой мастерской учились Василий Пичул, Владимир Тумаев, Нино Ахвледиани, Игорь Апасян. Безвременно ушедший, замечательный Саша Гришин, талантливейший парень, который поступил, скрыв, что у него очень тяжелое заболевание сердца. Вторую операцию, уже после института, он не перенес. Увы, не так давно ушел и Игорь Апасян.

— Каким был ваш педагогический принцип?

— Был и оставался всегда. Классическое академическое образование как фундамент будущей профессии. Авангардизм, какой-то острый стиль — все это может прийти потом. Пикассо ведь, к примеру, прежде был прекрасным академическим рисовальщиком. В мастерской всегда делалась ставка на литературную классику — русскую, советскую и зарубежную. Когда ставились отрывки на площадке, я всегда вместе со студентами искал объединяющий принцип, сквозную тему композиции. Например, когда ставились отрывки из советских писателей, таким принципом стала история страны. «Тихий Дон», «Как закалялась сталь» — это Гражданская война, затем нэп — рассказ Толстого «Гадюка», был и «Золотой теленок». А заканчивалось «Заповедником» Довлатова. В итоге получался единый спектакль.

— Любимчики у вас бывали?

— Этого нельзя позволять ни в коем случае. Когда я набирал первую мастерскую, выяснилось, что один из поступающих — мой дальний родственник. И только поэтому он не был принят. А про Игоря Апасяна мне прожужжали уши, какой он талантливый. Думаю: «Понятно, тбилисец». Когда он не прошел экзамен, был совершенно убит и попросился ходить на лекции вольнослушателем. Говорит: «Я дворником буду работать». И когда он в конце первого курса поставил, сочинив в стихах, современных «Ромео и Джульетту», сделав декорации и костюмы, — замечательную работу, я честно перед ним извинился: «Игорь, я был не прав и сделаю все, чтобы ты был в мастерской».

— Я слышала, что из своей первой мастерской вы хотели сделать объединение на «Мосфильме».

— Это была идея выпускников. В то время только что прошел пятый съезд Союза кинематографистов, появились надежды. В мастерской была замечательная атмосфера, и ребята не захотели разлучаться. Мечталось, чтобы из этой мастерской вышли не отдельные режиссеры, а, как мы говорили, кинематографическое сообщество. Выпускники написали в секретариат Союза письмо: хотим сохранить себя как студию. И те же самые люди, которые раньше хвалили взахлеб их работы, не поддержали идею. Мол, нет программы у этой студии. К сожалению, у нас часто конъюнктура преобладает над здравым смыслом. Когда было 25-летие мастерской, в Доме кино целую неделю шли фильмы моих учеников — учебные, дипломные, поставленные самостоятельно.

— Один из ваших выпускников, Артем Михалков, сказал, что вы воспитали его как профессионала и сформировали его личность. Даже назвал вас гуру.

— Я читал это интервью и признателен за эти слова. Артем был хорошим студентом.

— Сейчас вас «ушли» из ВГИКа…

— Это опять же относится к конъюнктуре и здравому смыслу. Надеюсь, это преходяще. Какая бы ни была погода, институт всегда останется в моем сердце. ВГИК находится в районе, который называется Ростокино. Во времена, когда я учился, у нас в ходу была поговорка: «ВГИК — росток кино». Пусть же он растет и набирает силу.

— А с педагогикой у вас все?

— Нет, зачем же. У меня еще остается невыпущенная мастерская. А впереди — разные формы приложения сил.

Горелова Валерия

867


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95