Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Рождение и жизнь нигерийского кино

От колониального кино к Нолливуду

Мутиу Ийанда  — новый автор издания 1001.ru. Учится и живёт в Москве. Он из Нигерии и пишет на английском. С радостью делимся с вами переводом. 


Нигерия — самая густонаселённая страна Африки. При этом её многолюдность (213,4 миллиона человек, по данным 2021 года) оттеняется разнообразием этносов — их более трёхсот, и разумеется, у каждого есть собственный язык. Часто Нигерию описывают ещё и как лидера в количестве чернокожего населения.


Хьюберт Огунде, родоначальник национального театра Йоруба на юго-западе Нигерии.
Фото: сайт музея Огунде

Как вы поняли, людей, которые не прочь развлечься после тяжёлого рабочего дня, в Нигерии много — от Кано на севере и Онича на востоке до Лагоса на западе. Можно сказать наперёд: турист, приехавший погостить в эти города, наверняка сразу обратит внимание — есть развлечения, так же как есть досуг в принципе, и нет отбоя в нигерийцах, примыкающих к ним. Можно начать с искусства вообще и мы не успеем закончить разговор до наступления ночи. Можно сказать про музыку и кино. Нигде не скучно. Это касается и одежды, которую носят представители одной из доминирующих этнических групп — Игбо, Хауса и Йоруба, их можно застать слушающими как местную музыку, так и популярную. Это касается и кино — также местного и зарубежного.

Кино остаётся на гребне востребованности, однако чаще всего просмотр фильмов происходит перед сном или на выходных.

Как вообще появилась в Нигерии такая вещь, как кинематограф?

Отвечая на этот вопрос, вы неизбежно обретёте понимание общей конструкции современного нигерийского кинопроцесса. Нужно сразу отметить, что такие понятия, как «кино», «театр», «кинотеатр», отсылают к понятию драмы, вызывают цепь ассоциаций, связанных с постановками пьес по книгам нигерийских, африканских и не-африканских авторов. В промежуток между началом 1970-х и концом 1980-х, театральные пьесы были расхожим времяпрепровождением для студентов, преподавателей и школьников — начиная с начального и среднего образования и заканчивая такими вузами, Ибаданский университет, университет Обафеми Овалово, университет Порт-Харкорта, университет Ахмаду Белло — это не все, но, пожалуй, основные. Это важно понимать, потому что в дальнейшем структура нигерийской киноиндустрии произрастала из этих точек.

Задолго до этого времени была изобретена идея бродячего театра. Такие люди, как Хьюберт Огунде, основатель театра Йоруба, протаптывали дорогу будущему приходу киношкол. На своей родине, в штате Огун (юг страны), он находил таланты и с помощью идеи театра объединял их под руководством того или иного замысла. Уже после него то же самое стали внедрять в большой социум, адаптируя для подмостков средних школ. Это формировало своеобразные центры. В итоге, когда нигерийцы теперь говорят, что идут в кинотеатр, они, как правило, имеют в виду, что идут в специально отведённое для драмы место. Любопытно, что большинство кинотеатров и домов кино находится в юго-западной части страны, в основном — в местах вроде Лагоса и Ибадана.


Хьюберт Огунде на встрече. Фото: сайт музея Огунде

Колониальный период и современное нигерийское кино

Годы ушли у Огунде и других местных художников, чтобы изобрести пост-колониальный театр. Но перед ними уже было кино. Согласно общедоступной информации, колонисты начали делать фильмы на территорий нынешней Нигерии, в 1920 году. Джеффри Баркас называется первым в этом деле — его появление отмечено 1926 годом. Фильм под названием Palaver (в перводе с английского — «болтовня», прим. редактора) касался романтической природы людей, живших на севере страны. Его показы осуществлялись гастрольно, переездами из одного место в другое — по той же методе, которой пользовался театр Огунде.

Бродячий театр, его форма, обретённая усилиями Хьюберта Огунде, Джаба Аду, Мозеса Олайя и Эдди Угбома, и дали начало тому, что принято называть «Нолливуд» (по аналогии с Голливудом и Болливудом). Эти люди находились на самом острие концепта — спустя 34 года с момента выхода первого колониального фильма.

С появлением рынка видеопродукции, а потом и его ростом в конце 1980-х, имя «Нолливуда» стало наливаться кровью, обретать почву. Артисты и продюсеры воспользовались возможностью и принялись создавать фильмы, которые можно смотреть не выходя из дома, то есть ходить в кинотеатры стало необязательным. Но закавыка была в том, что у редкой нигерийской семьи дома был телевизор. В результате, школьники, юноши, увлечённые новизной, стекались в новые просмотровые центры, возникшие в пику уже бывшим большим кинотеатрам. Фильм «Злая встреча», выпущенный в 1983 году на английском языке, был встречен ажиотажем и показал, насколько выгодной может быть индустрия видеокассет.

Реальный Нолливуд возник семью годами позже, в 1990-х, вместе с изобретением DVD. Кино получило импульс и разделилось по этническим и религиозным линиям развития. К примеру, в зависимости от принадлежности региона к исламу, христианству или традиционным африканским верованиям, тот или иной производитель мог выделять в сюжете определённый, неповторимый в своей уникальности ценностный ряд. Взять те же фильмы на языке Хауса — их стало принятым относить к «Каннивуду». Тем не менее, хотя индустрия делает фильмы на языках Хауса, Игбо и Йоруба, большинство фильмов делаются на английском языке — он служит мостом между регионами страны. Если производители хотят выйти на более широкую аудиторию, они обязательно снабжают фильм, снятый на местном языке, английскими субтитрами.

Рост Нолливуда и соперничество с глобальной киноиндустрией

Нолливуд — вторая по величине киноиндустрия в мире после Болливуда в Индии. Рост индустрии продиктован многочисленностью населения страны, интересом других стран Африки к кино, а также технологиями, появляющимися как в сфере самого производства, так и в сфере дистрибуции. Индустрия оперирует миллиардами долларов и найра (местная валюта) и остаётся с крупными прибылями, несмотря двухсотмиллионное население, каждый день встающее перед серьёзными экономическими вызовами. Согласно актуальной статистике, приблизительно 50 фильмов выходят в течение одной недели, 2000 — в течение целого года, при этом доход составляет примерно 1,2 млрд долларов ежегодно. Индустрия составляет солидную долю в нигерийском секторе искусств и развлечений, участвуя долей в 2,3% в общей для страны сумме ВВП, по данным 2016 года.

К 2021 году индустрия оценивалась в 6,4 млрд долларов — с прогнозом вырасти до 15 млрд долларов на момент 2025 года. А вместе с развитием диструбутивных технологий «Нетфликса», способствующих распространению локального контента, рост видится ещё более беспрецедентным. Не стоит забывать также про собственный рост индустрии, а также сотрудничество с рынками других стран.

Мутиу Ийанда

Перевёл Глеб Буланников


 Другие тексты наших авторов:

  • Туманы и алеуты
    Больше всего я переживал за холодильник – японский четырёхкамерный. Я купил его у моряка торгового флота за восемь тысяч рублей...

  • Как Курёхин и Охлобыстин Персию посетили
    Охлобыстин и Курёхин как-то собрались и поехали в Иран...

  • Проблема чтения
    Каждый ребенок знает о том, что читать — это хорошо. Ты будешь знать о многих вещах, красиво формулировать свои мысли, повысится концентрация внимания, перестанешь быть рассеянным и еще десятки таких «достоинств» чтения, которые прививают еще сызмальства...

231


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95