Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

РСМ-фестиваль

Приходилось писать «с колес»

Ох уж эта Мода! Кто хоть раз с ней встречался, не зря называет ее дамой капризной и своевольной. Ей подвластно все — от фасона платьев до формы носов. Искусство, культура, творчество — и те частенько страдают от ее безжалостного ига. Что ни возьми в пример — везде почувствуешь ее ненасытное страстное дыхание.

Даже Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна — 2006» попал в ее услужение. Фестиваль проходил в четырнадцатый раз, в нем приняли участие более 15 тысяч студентов из разных регионов страны. В каждой номинации жюри выбирало победителей на грант президента РФ в рамках реализации проекта по отбору талантливой молодежи. К традиционным направлениям, таким, как музыкальное, танцевальное, театральное, оригинальный жанр, в этом году присоединилась ныне модная журналистика.

И то сказать — стихи, рассказы писать не актуально как-то, а вот заметку нацарапать да репортаж, а то и интервью сбацать — это стильно. Организаторы студенческих конкурсов номинацию по журналистике учреждают с небольшой оговорочной, как «конкурс вузовской, молодежной прессы». И в этих рамках уже можно рассматривать журналистские шедевры.

Студенческая газета — самое что ни на есть студенческое творчество, к нему и подходы у жюри немного другие, чем к профессиональной журналистике и профессиональному журналисту. Собираются ребята, чтобы не пиво вместе пить, а газету делать — и то хорошо. У кого-то лучше получается, у кого-то хуже, но все равно все молодцы. Может, кто-то из студкорров потом и станет профессиональным журналистом, но цель этих конкурсов совсем не в том, чтобы осчастливить ведущие издания новыми работниками пера.

Мне показалось, участники конкурса в номинации «журналистика» были самыми усталыми на празднике творчества в Волгограде. Пока студенты из других номинаций готовились (в основном, морально, так как выступления были отрепетированы и доведены до концертного блеска еще дома) предстать перед компетентным жюри — пан или пропал!- журналисты создавали свои тексты, как говорится, с колес.

Жюри давало задание, и ребята отправлялись собирать материал, после чего возвращались на свою площадку, где переводили услышанное и увиденное в заметки, репортажи и интервью. При этом катастрофически не хватало компьютеров, а потому конкурсанты сначала писали от руки и лишь потом набирали написанное. Но не роптали, быстро адаптировались к полевым условиям и образовали очередь к мониторам. Крики «Кто последний?» вызывали у измученных авторов слабую улыбку — всегда находился остряк, который неизменно добавлял «за колбасой!».

В жесткой конкурентной борьбе никто замечен не был, в очереди вели себя культурно. А кто-то не только принес с собой ноутбук, но и разрешил им пользоваться другим конкурсантам. Тексты тут же, по мере готовности, передавались жюри, которое отметило некоторую закономерность — работы, которые сдавались одними из последних, были и одними из лучших. Видимо, конкурсанты все-таки времени не теряли и, пока дожидались своей очереди, «от скуки» додумывали и дописывали материалы. Правда, в переломный второй конкурсный день, когда «журналисты» уже в третий раз получали новое задание, это не сработало. Коллеги мои так намотались по незнакомому и длинному Волгограду, что, похоже, последние набиравшие свои тексты уже ровным счетом ничего не соображали.

В первый день все участники конкурса журналистики (сорок три человека) получили одинаковое задание — сделать материал о торжественном открытии праздника. Все с жаром взялись за репортажи, интервью с организаторами и членами жюри фестиваля. Участники номинации «видеосюжет» засели за монтажные столы.

Самыми малочисленными оказались конкурсанты в номинации «радиоматериал» — всего три человека. Их работу курировала член жюри Лариса Бутримова — шеф-редактор волгоградской радиостанции «Новая волна».

Пожалуй, ни в одной номинации жюри так тесно не работало с конкурсантами, как в журналистике. Конечно, можно сказать, что это не по правилам. С другой стороны, при довольно длительном и тесном общении члены жюри абсолютно точно могли оценить способности каждого. Ведь, что ни говори, а любой конкурс, как и экзамен, — штука довольно подлая, и случай здесь играет свою роль.

Если по Толстому все счастливые семьи счастливы одинаково, то в конкурсе «журналистика» на студенческой весне все участники были одинаково несчастны. «Телевизионщикам», например, не хватало аппаратуры, и тут конкурентные отношения быстро перешли в дружеские, а члены жюри, корреспондент телекомпании «Мир» Александр Лопухов и оператор этой же телекомпании Павел Коротаев, из строгих судей превратились в добрых наставников и помощников, хотя вначале настроены на это не были. Павел как-то пожаловался членам жюри, оценивающим танцоров:

— Хорошо вам — сидите в удобном кресле, смотрите на сцену, оценки выставляете, а мы мастер-класс проводим, потому что спокойно смотреть, как наши конкурсанты пытаются сделать сюжет, невозможно. Это как если бы вы, например, участникам хореографию ставили.

В положении о конкурсе прописано, что в нем не могут участвовать профессионалы. То есть в номинации «журналистика» не могли соревноваться студенты журфаков. Но ведь задания-то студенты получали вполне профессиональные, и условия их выполнения «в цейтноте» — тоже профессиональный навык. Многие ребята сами говорили, что впервые пишут «по заданной теме». Если говорить про номинацию «Публицистика», то здесь такие жесткие временные рамки не совсем верны, потому как у журналиста, который работает в газете, и у его коллеги из толстого журнала разная организация труда.

Всем фестивальным журналистам было поручено выпускать дневник фестиваля (ежедневник). В последний день перед подведением итогов не осталось ни одной конкурсной площадки, ни одного члена жюри, ни одной интересной творческой команды, о которой бы не написали, не сняли сюжет, не записали бы передачу — с помощью старших коллег, разумеется. Вот уж, действительно, ребята осветили фестиваль со всех сторон, от них не укрылись даже темные уголки и закоулки.

Надо отдать должное, собирать информацию на заданную тему многие конкурсанты в итоге научились. Они честно и добросовестно перерабатывали эту информацию, но стройно и красиво изложить ее на бумаге получалось далеко не у всех — пресловутого профессионализма не хватило и даже элементарных теоретических знаний о жанрах, которые преподаются студентам на факультетах журналистики.

В последний конкурсный день жюри решило дать молодым авторам карт-бланш и предложило написать заключительную работу на свободную тему. Тамара Иванова, политический обозреватель ИТАР-ТАСС, разговаривала по душам с каждым участником, стараясь выяснить, о чем бы он хотел написать. Некоторые и сами уже не знали, о чем, на лицах читалась растерянность.

Тогда Тамара сама придумывала вкусную и интересную тему и пыталась заинтересовать ею конкурсанта. Результаты превзошли все ожидания — именно в этот последний день жюри с удовольствием ставило участникам высокие баллы. Ребята собрали последние силы и написали очень хорошие работы — вот что значит тема по интересам!

Самым любимым жанром журналистов оказалось расследование с переодеванием. Одна бойкая участница, переодеваясь то в хиппи, то в девушку легкого поведения, пыталась проникнуть на конкурсные площадки и гостиницы, где проживали другие конкурсанты. Результаты этого расследования уже на следующий день лежали на столе жюри. Получился очень интересный материал.

Когда все карты были раскрыты и победители объявлены, некоторые удивлялись, что, прочитав в фестивальной газете тексты некоторых лауреатов, не нашли в них ничего особенно яркого, как по идее должны было быть. Жюри с готовностью согласилось. Но из представленных работ были выбраны действительно лучшие — те, которые не стыдно напечатать и в центральных СМИ. Поэтому выдвигать на грант участников номинации «публицистика» жюри не стало.

А вот в номинации «видеосюжет» достойный гранта конкурсант был. Виталий Скоредин из Кемеровской области, по мнению профессиональных тележурналистов, тот самый талантливый «самородок». Ему же присудили диплом «За профессиональную самоотверженность». Молодой человек снимал очень хорошие сюжеты на обыкновенную «мыльницу». Плохая камера — единственная причина, по которой Виталий не стал лауреатом первой степени в этой номинации.

Дарья Чаликова

672


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95