Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

С кем я не работаю?

Что мы знаем о лисе? Ничего. Да и то не все.

Борис Заходер

Полина Гавердовская

Практикующий психолог, как и любой нормальный профессионал, любит получать удовольствие от работы. Чтобы работать было интересно, и чтобы начатое дело всегда было бы можно довести до конца. Чтобы в конце последней встречи ему еще и сказали бы «спасибо». Да, это всегда приятно. Это означает, что есть что-то в нашем деле кроме денег.

Но. Не всякий раз это удается. Волшебное слово «мотивация» известно сейчас всем. Мотивированный клиент — это человек, который хочет меняться и готов приносить ради этого какие-то определенные жертвы: время, деньги, удобство. Только в этом случае мы можем что-то сделать. К сожалению, именно это и отличает нас в невыгодную сторону от, скажем, стоматологов. Его клиент должен приехать, заплатить и открыть рот, всё остальное можно сделать при помощи знаний и инструментария. Люди, которые приходят к нам, должны кроме денег и времени прикладывать еще и душевные усилия. Как ни странно — проблема в этом. Денег и времени порой не жаль, но некий стресс, связанный с психологической работой, может вынести не каждый. А лишь тот, кто был достаточно мотивирован изначально.

Коллеги, вам знакомо это волшебное чувство, когда, отложив домашние дела, сдав детей няне или бабушке (или проводив их в школу-институт), вы (вместо супермаркета или спортзала) приехали в офис на встречу с клиентом, который не пришел? Особенно сильно это чувство, если вы платите за офис почасовую арендную плату.

Хотите, чтобы оно (это волшебное чувство) посещало вас как можно реже? Тогда поговорите чуть подробнее с человеком, который звонит, чтобы записаться к вам на прием. Вот список тревожных симптомов, заметив которые я не беру клиента на терапию.

Противопоказания к первичному приему, первый телефонный разговор.

1. Просьба типа «Запишите мою подругу», «Я ищу психолога для своей мамы», «Моей девушке нужна помощь» и так далее. Отвечать всегда следует: «Пусть она (он) сам(а) перезвонит мне.

2. Просьба записать себя на далекую дату вперед. Вместо этого следует предложить перезвонить ближе к предполагаемой дате и записаться.

3. Просьба записать себя, когда при этом не спрашивают адрес. Обычно говорят: «Я позвоню накануне встречи, чтобы записать дорогу». Вместо этого следует предложить перезвонить ближе к предполагаемой дате, записаться и сразу записать дорогу.

4. Вопросы типа «Где вы учились?», «Сколько лет вы работаете?», «Достаточно ли вы квалифицированы?», «Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой типа моей?». И так далее.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что клиент не имеет права задавать такие вопросы, о нет. Конечно же, он имеет такое право. И вы даже можете подробно ответить на все эти и другие вопросы, которые вам зададут. Но при этом следует иметь в виду, что у вас почасовая арендная плата за офис: такой клиент, скорее всего, никогда не придет. Таков мой опыт.

5. Просьба «Подъехать куда-нибудь поговорить» потому, что «вы живете не в центре».

6. Фразы типа «А почему вы принимаете не в офисе?», «Чертановская (Бутово, Новогиреево, Щелковская?) Ах, как это далеко!» и так далее.

7. Большие сложности с выбором даты и времени первой встречи. Если третий, предложенный вами вариант даты и времени не подходит клиенту — не предлагайте четвертого.

8. Слезы во время первого разговора.

Это говорит, как минимум, о неустойчивой психической конституции и низкой степени социальной адаптации человека. Как максимум — о наличии у человека пограничного личностного расстройства. Пожалуйста, не думайте, что любой депрессивный или находящийся в личностном или ситуативном кризисе человек будет плакать, беседуя с незнакомым ему человеком по телефону. Нормально адаптированный, пусть даже крайне расстроенный человек, обычно может взять себя в руки и совершить деловой телефонный звонок. Другие варианты поведения говорят о том, что частный психологический прием, увы, вряд ли способен ему помочь. Если у вас есть достойный доверия контакт с психиатрической клиникой, в данном случае вы можете им поделиться со звонящим.

9. Просьба во время первого разговора «принять немедленно» или вне расписания.

Я категорически не советую менять расписание ради «экстренного» клиента, если он не направлен к вам человеком, которому вы полностью доверяете. Даже если вы теоретически можете принять обратившегося к вам человека в срочном порядке — лучше не делать этого. Импульсивность — одно из противопоказаний к длительной работе. Сессия с первичным клиентом в стиле «психологической скорой помощи», как правило, не приносит удовлетворения терапевту и облегчения — клиенту. Потому, что хорошие вещи не делаются быстро, особенно — в нашем деле.

Вместо этого следует предложить человеку встречу в один из ближайших рабочих дней, но будет лучше, если это не будет завтрашний день. Лучше — через день. И если послезавтра вы увидите его — возможно, он сможет работать.

Противопоказания к длительной терапевтической работе, специфичные для нынешнего ээ... исторического момента.

10. Возраст до 20 лет.

Объясняю. Серьезное психическое расстройство — не является материалом работы частного психолога. Обыденные же проблемы в таком возрасте проходят очень быстро, и мотивация к длительной работе немедленно исчезает. Как правило, клиент такого возраста покидает психолога на 3-5 раз, когда снижается неспецифическая тревога.

11. Несколько опозданий подряд.

12. Срыв или перенос одной из первых десяти встреч. Я не рекомендую продолжать терапию в таком случае.

13. Решение клиента отложить терапию в связи с некими внешними некатастрофическими причинами: переезд, обмен квартир, смена работы, др. В этом случае я не рекомендую продолжение терапии, даже если от клиента поступит такой запрос. В случае острой необходимости можно передать его кому-то из коллег, описав предысторию и мотивацию собственного отказа.

Ваша Полина Гавердовская, психолог

1130


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95