Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

С лопатой или с айпадом?

Какие мигранты нужны России

«Понаехали тут!» — слоган сегодняшнего дня. Родители московских первоклашек жалуются: в школах пора вводить русский как иностранный…

Парадокс: наплывом мигрантов недовольны в России все. Но соцопросы показывают: все больше наших сограждан сами готовы строить свое будущее не в России. Недовольны «понаехавшими» в том числе и те, кто сам готов «понаехать»…

Сам факт выдвижения проблем, связанных с миграцией, на первый план политики тревожен. Тревогу порождают исторические параллели. В нашей стране педалирование национальных проблем (а они уверенно выходят в теме миграции на первый план) всегда было признаком грядущих масштабных, в том числе и политических перемен. Российским революциям всегда предшествовала активная поддержка властью радикально-националистических сил. Сталинский режим дал первую течь после того, как стареющий вождь стал разыгрывать карту борьбы с безродным космополитизмом. Советский Союз разрушил парад именно национальных суверенитетов, а ему в России предшествовал взрыв популярности общества «Память» и довольно спорной активности самих «памятников». Вот и теперь в России популярность политика напрямую зависит от того, как он будет отстаивать русские интересы, ущемляемые «понаехавшими».

Стоит обратить внимание на то, как быстро и радикально меняются акценты реальной, а не провозглашаемой миграционной политики. Есть документ — «Основные положения Концепции миграционной политики РФ до 2025 года», утвержденный президентом Путиным 14 июня 2012 года. Он выдержан в либерально-интернациональном духе.

Судите сами, вот его основные положения.

«Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии РФ. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8–145,6 миллиона человек».

«Миграционное законодательство РФ не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов».

«Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения. Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована».

Суть: для России трудовая иммиграция полезна, а главное, что необходимо мигрантам, — помощь в их адаптации.

Глава ФМС Константин Ромодановский, естественно, утверждает, что концепция внедряется и выполняется. Надо отдать ему должное — он расставляет четкие акценты: с миграцией «не надо бороться, надо регулировать, чтобы миграция давала выгоду. Выгоду прежде всего нашей экономике. И, возвращаясь к концепции, я хочу подчеркнуть, что самая главная цель и задача миграционной политики — это экономика, вопросы экономического развития страны. На втором плане стоит демография, и на третьем уровне — вопросы правопорядка, национальной безопасности. Вот это уже третий блок. Но первое — экономика. Миграция должна приносить больше выгоды, нежели давать какие-то издержки для нашего российского государства».

Чье зеркало кривое?

До недавнего времени очень многие разделяли подход, выраженный ведущим научным сотрудником Института социально-экономических проблем народонаселения Еленой Тюрюкановой: «Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов».

По ее словам, к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн, а к 2025 году — на 18–19 млн человек. Но у Тюрюкановой речь идет о демографии, а по классификации Ромодановского это второй уровень проблем миграции из трех, первый уровень — экономика, третий — правоохранительный.

Так выживет ли Россия без привлечения труда мигрантов? И какие мигранты России нужны? Эти вопросы в последнее время стали ставить и обсуждать по-новому.

Во-первых, ряд политиков обращаются к масштабу переводов денежных мигрантов из России. По официальной статистике, переводы гастарбайтеров на родину наиболее значимы для Таджикистана и Молдавии (40–50% ВВП), а также Киргизии (35% ВВП). Например, Алексей Навальный обращает внимание на то, что из России фактически вывозится ВВП одной из среднеазиатских стран. Более того, на встрече с избирателями 8 августа он утверждал, что «40% существующих таджиков-мужчин работает в Москве. Они всей страной сюда переезжают», вызывая сверхнагрузки на федеральный и московский бюджеты.

Слишком возмущаться не стоит. Глобализация — она и есть глобализация. Россия — поставщик денег мигрантов на их азиатскую родину. Но она же получатель денег своих мигрантов, отправившихся искать лучшей доли за ее пределами, как правило, на Западе. В 2012 году по каналам личных переводов из России было вывезено $20,11 млрд, а ввезено $4,033 млрд (данные ЦБ). Вывезено в 5 раз больше, но, значит, сейчас в Россию едут работать больше, чем из нее. Жизнь, однако, кончается не завтра, и какими станут эти цифры в будущем, вряд ли кто-нибудь предскажет.

Сергей Алексашенко, глава Центра развития ВШЭ, призывает оглянуться на США. Он рассуждает так: «Америка, так же как и Россия, — экономика растущая, и требуются рабочие руки. И отсюда я делаю два вывода.

Первое — они не пытаются всех иммигрантов нелегальных из страны выгнать. Они хотят привести фактическое состояние дел в соответствие с юридическим. Раз уж вы прожили здесь столько лет, раз уж вы получили каким-то образом, ваши дети здесь образование получили, у вас здесь работа есть, дадим вам разрешение. Вы уж прожили здесь много. Легализуйтесь.

А второй важный подход — американцы, когда они легализуют иммигрантов вообще, неважно, по амнистии или раньше, исключительное внимание уделяют тому, чтобы новые резиденты Америки сразу начинали платить налоги.

Одним из мотивов вообще реформы миграционного законодательства является в том числе и расширение налоговой базы. С тем чтобы с нелегальных заработков вот этих нелегальных мигрантов, серых заработков, собирать налоги. И это важно, потому что, так же, как и в России, частично американский бюджет несет расходы, американские бюджеты на уровне штатов, на уровне графств несут расходы на образование, здравоохранение и так далее.

В России подход другой — не пущать. Ну-ка все вон. Вы понаехали тут, мешаете нам жить. И что меня поражает: вообще не обсуждается вопрос о том, чтобы заставить этих людей платить налоги на территории Российской Федерации».

Подход Алексашенко такой: если мигранты въехали, работают и в криминальных разборках не участвуют, то полицейские меры не нужны. Главное — обеспечить расширение за счет мигрантов налоговой базы.

С тем, что мигранты должны легализоваться и платить налоги, согласны все. Алексей Навальный предлагает принять закон, который бы раз и навсегда отлучал от государственного или муниципального заказа предпринимателей, использующих нелегальный труд мигрантов.

А вот против того, что России без мигрантов не справиться из-за дефицита рабочих рук, есть возражения. Владимир Милов, бывший замминистра энергетики, а ныне политик («Демократический выбор») придерживается иной позиции.

«Трудовые мигранты России нужны, — с этим Милов согласен, но он предлагает сделать следующий шаг. — Вопрос только в том, какие».

«Анализ статистики дает однозначный ответ, который не терпит никаких интерпретаций: экономике нужны высококвалифицированные мигранты, так как рост происходит в секторе высоких квалификаций. Проблема дефицита квалифицированного труда всегда в топ-3-4-5 наряду с коррупцией, налогами и так далее. Россия испытывает дефицит, будет ли это продолжаться — вопрос, ответ на него зависит и от системы образования.

Дефицит у нас странный. Представителям Европы, Японии, Америки — тем, кто действительно может привезти нам знания и опыт, — очень сложно получить разрешение на работу в России. При этом мы держим открытыми двери для людей из стран, которые в силу своих особенностей не могут поставлять нам никакой высококвалифицированной помощи.

К сожалению, риторика очень многих аналитиков служит оправданием такой миграционной политики. За основу здесь берется очень примитивный аналитический подход, когда мы выделяем один тренд — плохая демография, накладываем другой тренд — существующую динамику на рынке труда и делаем выводы. При этом не учитываются некоторые фундаментальные вещи».

Милов уточняет: «Одна из особенностей российской экономики — чрезвычайно низкая производительность труда. Она в два-три раза ниже, чем в развитых странах, в США или Германии. В условиях избытка неквалифицированной рабочей силы, прежде всего в госсекторе, говорить о том, что у нас дефицит рабочих рук, — просто глупость. Кроме того, у нас в отраслях, где задействован труд мигрантов, просто неприлично низкий уровень автоматизации. А такая автоматизация и есть альтернатива завозу мигрантов».

Позиция Милова (ее разделяет Институт Гайдара) в том, что, завозя неквалифицированную рабочую силу из Средней Азии, Россия консервирует свое и без того громадное отставание от развитых стран по такому ключевому показателю, как уровень производительности труда. Если к этому добавить имеющиеся резервы рабочей силы, неэффективно занятой в госаппарате и госсекторе, то сложившаяся модель трудовой иммиграции в Россию только вредит интересам ее экономического прогресса.

«Понаехали тут!» — слоган сегодняшнего дня. Родители московских первоклашек жалуются: в школах пора вводить русский как иностранный…

Парадокс: наплывом мигрантов недовольны в России все. Но соцопросы показывают: все больше наших сограждан сами готовы строить свое будущее не в России. Недовольны «понаехавшими» в том числе и те, кто сам готов «понаехать»…

Сам факт выдвижения проблем, связанных с миграцией, на первый план политики тревожен. Тревогу порождают исторические параллели. В нашей стране педалирование национальных проблем (а они уверенно выходят в теме миграции на первый план) всегда было признаком грядущих масштабных, в том числе и политических перемен. Российским революциям всегда предшествовала активная поддержка властью радикально-националистических сил. Сталинский режим дал первую течь после того, как стареющий вождь стал разыгрывать карту борьбы с безродным космополитизмом. Советский Союз разрушил парад именно национальных суверенитетов, а ему в России предшествовал взрыв популярности общества «Память» и довольно спорной активности самих «памятников». Вот и теперь в России популярность политика напрямую зависит от того, как он будет отстаивать русские интересы, ущемляемые «понаехавшими».

Стоит обратить внимание на то, как быстро и радикально меняются акценты реальной, а не провозглашаемой миграционной политики. Есть документ — «Основные положения Концепции миграционной политики РФ до 2025 года», утвержденный президентом Путиным 14 июня 2012 года. Он выдержан в либерально-интернациональном духе.

Судите сами, вот его основные положения.

«Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии РФ. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8–145,6 миллиона человек».

«Миграционное законодательство РФ не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов».

«Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения. Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована».

Суть: для России трудовая иммиграция полезна, а главное, что необходимо мигрантам, — помощь в их адаптации.

Глава ФМС Константин Ромодановский, естественно, утверждает, что концепция внедряется и выполняется. Надо отдать ему должное — он расставляет четкие акценты: с миграцией «не надо бороться, надо регулировать, чтобы миграция давала выгоду. Выгоду прежде всего нашей экономике. И, возвращаясь к концепции, я хочу подчеркнуть, что самая главная цель и задача миграционной политики — это экономика, вопросы экономического развития страны. На втором плане стоит демография, и на третьем уровне — вопросы правопорядка, национальной безопасности. Вот это уже третий блок. Но первое — экономика. Миграция должна приносить больше выгоды, нежели давать какие-то издержки для нашего российского государства».

Чье зеркало кривое?

До недавнего времени очень многие разделяли подход, выраженный ведущим научным сотрудником Института социально-экономических проблем народонаселения Еленой Тюрюкановой: «Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов».

По ее словам, к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн, а к 2025 году — на 18–19 млн человек. Но у Тюрюкановой речь идет о демографии, а по классификации Ромодановского это второй уровень проблем миграции из трех, первый уровень — экономика, третий — правоохранительный.

Так выживет ли Россия без привлечения труда мигрантов? И какие мигранты России нужны? Эти вопросы в последнее время стали ставить и обсуждать по-новому.

Во-первых, ряд политиков обращаются к масштабу переводов денежных мигрантов из России. По официальной статистике, переводы гастарбайтеров на родину наиболее значимы для Таджикистана и Молдавии (40–50% ВВП), а также Киргизии (35% ВВП). Например, Алексей Навальный обращает внимание на то, что из России фактически вывозится ВВП одной из среднеазиатских стран. Более того, на встрече с избирателями 8 августа он утверждал, что «40% существующих таджиков-мужчин работает в Москве. Они всей страной сюда переезжают», вызывая сверхнагрузки на федеральный и московский бюджеты.

Слишком возмущаться не стоит. Глобализация — она и есть глобализация. Россия — поставщик денег мигрантов на их азиатскую родину. Но она же получатель денег своих мигрантов, отправившихся искать лучшей доли за ее пределами, как правило, на Западе. В 2012 году по каналам личных переводов из России было вывезено $20,11 млрд, а ввезено $4,033 млрд (данные ЦБ). Вывезено в 5 раз больше, но, значит, сейчас в Россию едут работать больше, чем из нее. Жизнь, однако, кончается не завтра, и какими станут эти цифры в будущем, вряд ли кто-нибудь предскажет.

Сергей Алексашенко, глава Центра развития ВШЭ, призывает оглянуться на США. Он рассуждает так: «Америка, так же как и Россия, — экономика растущая, и требуются рабочие руки. И отсюда я делаю два вывода.

Первое — они не пытаются всех иммигрантов нелегальных из страны выгнать. Они хотят привести фактическое состояние дел в соответствие с юридическим. Раз уж вы прожили здесь столько лет, раз уж вы получили каким-то образом, ваши дети здесь образование получили, у вас здесь работа есть, дадим вам разрешение. Вы уж прожили здесь много. Легализуйтесь.

А второй важный подход — американцы, когда они легализуют иммигрантов вообще, неважно, по амнистии или раньше, исключительное внимание уделяют тому, чтобы новые резиденты Америки сразу начинали платить налоги.

Одним из мотивов вообще реформы миграционного законодательства является в том числе и расширение налоговой базы. С тем чтобы с нелегальных заработков вот этих нелегальных мигрантов, серых заработков, собирать налоги. И это важно, потому что, так же, как и в России, частично американский бюджет несет расходы, американские бюджеты на уровне штатов, на уровне графств несут расходы на образование, здравоохранение и так далее.

В России подход другой — не пущать. Ну-ка все вон. Вы понаехали тут, мешаете нам жить. И что меня поражает: вообще не обсуждается вопрос о том, чтобы заставить этих людей платить налоги на территории Российской Федерации».

Подход Алексашенко такой: если мигранты въехали, работают и в криминальных разборках не участвуют, то полицейские меры не нужны. Главное — обеспечить расширение за счет мигрантов налоговой базы.

С тем, что мигранты должны легализоваться и платить налоги, согласны все. Алексей Навальный предлагает принять закон, который бы раз и навсегда отлучал от государственного или муниципального заказа предпринимателей, использующих нелегальный труд мигрантов.

А вот против того, что России без мигрантов не справиться из-за дефицита рабочих рук, есть возражения. Владимир Милов, бывший замминистра энергетики, а ныне политик («Демократический выбор») придерживается иной позиции.

«Трудовые мигранты России нужны, — с этим Милов согласен, но он предлагает сделать следующий шаг. — Вопрос только в том, какие».

«Анализ статистики дает однозначный ответ, который не терпит никаких интерпретаций: экономике нужны высококвалифицированные мигранты, так как рост происходит в секторе высоких квалификаций. Проблема дефицита квалифицированного труда всегда в топ-3-4-5 наряду с коррупцией, налогами и так далее. Россия испытывает дефицит, будет ли это продолжаться — вопрос, ответ на него зависит и от системы образования.

Дефицит у нас странный. Представителям Европы, Японии, Америки — тем, кто действительно может привезти нам знания и опыт, — очень сложно получить разрешение на работу в России. При этом мы держим открытыми двери для людей из стран, которые в силу своих особенностей не могут поставлять нам никакой высококвалифицированной помощи.

К сожалению, риторика очень многих аналитиков служит оправданием такой миграционной политики. За основу здесь берется очень примитивный аналитический подход, когда мы выделяем один тренд — плохая демография, накладываем другой тренд — существующую динамику на рынке труда и делаем выводы. При этом не учитываются некоторые фундаментальные вещи».

Милов уточняет: «Одна из особенностей российской экономики — чрезвычайно низкая производительность труда. Она в два-три раза ниже, чем в развитых странах, в США или Германии. В условиях избытка неквалифицированной рабочей силы, прежде всего в госсекторе, говорить о том, что у нас дефицит рабочих рук, — просто глупость. Кроме того, у нас в отраслях, где задействован труд мигрантов, просто неприлично низкий уровень автоматизации. А такая автоматизация и есть альтернатива завозу мигрантов».

Позиция Милова (ее разделяет Институт Гайдара) в том, что, завозя неквалифицированную рабочую силу из Средней Азии, Россия консервирует свое и без того громадное отставание от развитых стран по такому ключевому показателю, как уровень производительности труда. Если к этому добавить имеющиеся резервы рабочей силы, неэффективно занятой в госаппарате и госсекторе, то сложившаяся модель трудовой иммиграции в Россию только вредит интересам ее экономического прогресса.

865


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95