Крупнейшая в мире ярмарка модернизма и современного искусства Art Basel впервые в своей истории открылась онлайн — пандемия коронавируса продолжает вносить свои коррективы в мировое расписание. Довольны ли дилеры и их клиенты новыми реалиями, выяснял Олег Краснов.
Призрачность проведения в привычные июньские дни самой статусной ярмарки-юбиляра (в этом году смотру исполнилось 50 лет) казалась очевидной еще в марте, когда галереи и музеи всего мира захлопывали свои двери, а сами организаторы Art Basel были вынуждены в авральном режиме решать судьбу ярмарки-спутника в Гонконге. Но надежду провести базельский смотр в привычном режиме — с «городком» под крышей отстроенного Herzog & de Meuron футуристического выставочного центра в центре Базеля, циклопическими объектами секции Unlimited, толпами коллекционеров-толстосумов со всего света и бесконечными вечеринками — не оставляли.
На Art Basel Hong Kong, попавшую под карантин в Китае, как раз и обкатали систему Online Viewing Room (OVR) с виртуальными комнатами, где каждый экспонент мог выставить десяток произведений искусства. А спустя несколько дней после закрытия ярмарки в Гонконге устроители объявили о переносе смотра в Базеле на сентябрь; в конце мая — и вовсе об отмене. Международный директор Art Basel Марк Шпиглер выпустил вдохновляющее письмо, в котором назвал вируc «катализатором цифрового возрождения», но не преминул посетовать, что «ничто нам не заменит встреч с искусством лицом к лицу», оставляя задел на грядущий год. И предложил взамен дилерам те же OVR в те же привычные даты — с 19 по 26 июня. Со сдержанным энтузиазмом — крупнейший дилер Эмманюэль Перротен в разговоре с “Ъ” дипломатично окрестил новый формат «ценной альтернативой» — идею поддержали большинство галеристов. И за два дня до официального открытия 282 международные галереи представили более 4 тыс. произведений для традиционного VIP-осмотра коллекционерам, кураторам и музейщикам.
Умеренный восторг галеристов можно понять: в Базель привыкли привозить очень дорогие работы и рассчитывать на крупные сделки с той породой коллекционеров, что предпочитают не интернет-серфинг, а осязаемые вещи в руках. Кроме того, многие дилеры, в отличие от аукционных домов, до сих пор относятся к своим сайтам лишь как к подобию витрины с минимально полезной информацией, но не как к инструменту продаж. К тому же опыт с OVR в Гонконге, похоже, мало кого воодушевил. Президент Galerie Lelong & Co. Жан Фремон прямо заявил, что онлайн не дает хорошего впечатления от произведений искусства, а продажи в марте «были разочаровывающими». Клиенты галереи с отделениями в Париже и Нью-Йорке тоже не порадовались и попросили менеджеров присылать им предложения напрямую по электронной почте. Дилер Эмануэль Лайр из Вены подтвердил, что «OVR не самая дружественная для искусства среда». А владелец немецкой Eigen + Art Герд Харри Либке посетовал, что в онлайн-комнатах клиенты могут «понять» лишь уже признанных мастеров, но не молодых и не раскрученных художников.
Но портить отношения с легендарным брендом, под крыло которого к тому же очень трудно попасть — галереи годами ждут «пропуска» к участию,— никто не намерен.
«Важность Art Basel для галерей нельзя недооценивать, поэтому в это время альтернативная онлайн-ярмарка является желанным и практичным решением»,— говорит директор Xavier Hufkens Марк Хаммент. Солидарен с ним и глава von Bartha Штефан фон Барта: «Мы выставляемся здесь с первого дня, и нам интересно пробовать новые форматы. Это хороший вариант в нынешних условиях».
Конечно, в онлайн-ярмарке есть и свои очевидные плюсы: от возможности «бродить» по ней не вставая с дивана — осмотр гигантских площадей в реальности очень утомителен — и видимых цен на все произведения до удобного поиска по галереям и художникам. Разработчики учли и пожелания гонконгских участников — расширили «комнаты» до 15 произведений и дали возможность подгружать видео.
К новым реалиям активно адаптируются и многие галеристы. Одни вслед за тяжеловесом David Zwirner стали внедрять OVR и использовать стриминговые технологии на собственных сайтах. Другие, как Thaddaeus Ropac и Pace — совмещать онлайн и оффлайн. «Мы сделали игровую презентацию с монументальной скульптурой, которую невозможно было бы показать на обычном стенде. Эти же вещи мы выставим и в нашей временной галерее в Ист-Хэмптон этим летом»,— рассказал президент Pace Gallery Марк Глимчер.
Встречные усилия, похоже, дают результаты. О миллионных сделках отчитались Gladstone Gallery с полотном Кита Харинга, Hauser & Wirth с новой работой Марка Брэдфорда, Xavier Hufkens со скульптурой Пола Маккарти, Thaddaeus Ropac со свежим монументальным полотном Георга Базелица и многие другие продавцы искусства. А рекордсменом на сегодняшний день остается David Zwirner — она продала почти трехметровую Венеру Джеффа Кунса, выполненную в узнаваемом «дутом» стиле, за $8 млн европейскому коллекционеру.
Олег Краснов