Арсен Люпен – неуловимый вор, джентльмен-грабитель и мастер перевоплощений, он умный, находчивый, спортивный и хорошо воспитанный, а также обладает строгим кодексом чести. Именно таким его создал французский писатель Морис Леблан. С тех пор этот персонаж ни много ни мало – один из литературных символов Франции наравне с графом д’Артаньяном и мушкетерами Александра Дюма-отца, Гаврошем и Квазимодо авторства Гюго и рядом других культурно значимых персонажей.
Рассказывать всю литературную биографию персонажа не имеет смысла – о нем написаны десятки романов и повестей, в том числе продолжения от других писателей (книги выходят до сих пор). Этот факт, а также тот, что приключенческие романы Леблана оказываются ближе к детективам, чем у других культовых французских писателей, в первую очередь вызывает ассоциацию с Шерлоком Холмсом. Не зря французского героя не один раз противопоставляли британскому и в литературе, и даже в кинематографе. Оба галантны, умны, со своим кодексом чести и тараканами в голове, обоим не чужд риск. При этом оба – по разные стороны баррикад, как только дело касается преступлений.
При этом Холмс в некотором смысле стал вечен – экранизации про него выходят по всему миру до сих пор, в ряде случаев у него появляются родственники с детективными способностями («Энола Холмс»), а где-то действие и вовсе переносится в современный мир (вспомним хоть британский сериал «Шерлок», хоть американский «Элементарно»). У Люпена отношения с современной аудиторией долгое время складывались не так удачно. Многочисленные французские фильмы и сериалы не выходили за пределы Франции, полнометражный блокбастер 2004 года не впечатлил зрителей настолько, чтобы удостоиться сиквела, а японские аниме были слишком уж японскими и слишком анимешными.
Новый французский сериал эту проблему решает, причем в довольно любопытной манере. Он вроде и называется «Люпен», но при этом не совсем про Арсена Люпена. Он про Ассана Диопа – сына эмигранта из Сенегала. Когда он был подростком, его отца, простого честного труженика, подставил и посадил в тюрьму местный олигарх. Теперь Ассаном движет желание отомстить. В детстве он зачитывался книгами про Арсена Люпена, а потому пытается действовать в лучших традициях своего кумира – совершая дерзкие ограбления, помогая при этом слабым и восстанавливая справедливость.
Дух Арсена Люпена царит на протяжении всего сериала – во многом это заслуга Луи Летерье. Постановщик «Иллюзии обмана» задал в пилотном эпизоде нужный вектор для всей дальнейшей истории – она вроде про ограбление, но и про справедливость, одновременно про магию и ее дальнейшее разоблачение. Зрителю остается только глазами хлопать, удивляясь, как ловко удалось все продумать и предугадать, выкрутиться из самый странных ситуаций. Омар Си прекрасным образом воплощает то, каким должен был бы стать Люпен – он умеет и красиво говорить, выдавая себя за представителя высших слоев общества, и дурачком прикинуться, и драму при случае выдать.
Таким образом, хотя Люпен все время находится где-то за кадром, одновременно с этим он – в главном герое, он скорее ангел-хранитель сериала, вдохновитель, чем настоящий персонаж. Это порой порождает забавную литературную игру, в которой зрителю надо определить, какой именно роман сейчас цитирует серил и его персонажи, какой именно книгой вдохновлены те или иные события. Знание литературного первоисточника не обязательно, но книга помогает находить новые пласты, связанные с его переосмыслением.
Известность персонажа в сериале явно завышена – так, фигурирует, например, целый фестиваль Арсена Люпена, проводимый в день рождения его автора Мориса Леблана. В реальности ничего об этом мероприятии обнаружить не удалось, зато ощущение культовости персонажа и романов благодаря этому чувствуется сразу.
Дух Люпена притягивает за собой и другую значимую сторону шоу – дух Парижа и Франции в целом. И дело тут даже не в подлинности антуража, не в наличии в кадре то Лувра, то собора Сакре-Кёр, то других достопримечательностей. Просто сериалу удалось грамотно соединить атмосферу двадцатого и двадцать первого веков. Действие происходит в наше время, но, тем не менее, ключевые элементы прошлого столетия в нем присутствуют – та же аристократия и сословное деление общества остались, хоть и сильно изменились со времен Леблана. Взаимосвязи между прошлым и настоящим в сериале так сильны, что так и кажется, что из-за угла вот-вот, да и вылезут то ли мушкетеры, то ли революционные студенты, распевающие «Марсельезу», то ли незаконнорожденный брат какого-нибудь короля в железной маске – ожидаешь такого поворота, будучи уверенным, что он вполне впишется в окружающую стилистику.
«Люпен» – это история обаятельного вора, мстящего зажравшимся французским буржуа. Это шоу, полное неожиданностей, с серьезным литературным подтекстом. В конце концов, это сериал и отличным харизматичным актером в главной роли. Но главное, пожалуй, что «Люпен» наравне с «Ходом королевы» – это однозначная победа Netflix.
Павел Соломатин