После четырехмесячного карантина 6 июля вновь открывается Лувр. Крупнейший музей мира перевернул одну из самых нелегких страниц своей восьмисотлетней истории. Сегодня с его главными хитами — Джокондой и Венерой Милосской — можно остаться почти наедине. Музей с нетерпением ждет туристов, в том числе из России. Об этом в интервью «Известиям» рассказал директор Лувра Жан-Люк Мартинес.
— Какие чувства вы испытываете сейчас, когда до открытия Лувра после карантина остались считаные дни?
— Радость и надежду. Музей существует ради публики — в этом его предназначение. Пустой — он теряет часть своей души. Мы будем безмерно счастливы снова увидеть посетителей в наших залах и ради этого делаем всё возможное. Надежда придает нам силы сейчас, когда перевернута трудная страница в истории нашего музея. Отныне мы можем ждать будущее с уверенностью, потому что знаем: Лувр нужен не только Франции, но и всему миру. Лучшее тому доказательство — 10 млн посетителей на нашем сайте во время самоизоляции.
— Что нового ждет публику в Лувре? Джоконда и Венера Милосская остаются на своих местах?
— Лувр выполнит свое обещание и покажет лучшее из своей коллекции: на площади более чем 45 тыс. кв. м представлены 30 тыс. работ. Джоконда в обновленном зале и Венера Милосская будут на прежних местах. Посетители также увидят древнее искусство Ближнего Востока, Египта, Греции и Рима, исламского мира, скульптуры Италии и Северной Европы, итальянскую, испанскую и английскую живопись, шедевры французской живописи XIX века, сокровища королевской короны, апартаменты Наполеона III, искусство Средних веков и эпохи Людовика XIV, французскую скульптуру XVII–XIX столетий… После выставки Леонардо да Винчи нынешний сезон, посвященный гениям Ренессанса, предполагалось продолжить весной, но из-за карантина его перенесли на октябрь. Это экспозиции «Тело и Душа. От Донателло до Микеланджело. Скульптуры итальянского Ренессанса» и «Альбрехт Альтдорфер. Мэтр немецкого Ренессанса».
— Собираетесь ли вы преобразовать Лувр? Как обстоят дела с новыми проектами?
— Я хочу показать публике, что в Лувре она у себя дома. 60% французов никогда не бывали в музеях. Я сделаю всё возможное, чтобы убедить их, что можно прийти в Лувр и восхищаться его сокровищами, не будучи историком искусства или художником. Чтобы музей стал доступнее и интереснее, мы сделаем акцент на общение публики со специалистами. Мы продолжаем работы, которые ведутся во дворце, в его залах и садах. Лувру — 800 лет, он постоянно требует особого внимания. В октябре прошлого года открылся Центр сохранения произведений искусств в Льевене (город в 200 км от Парижа. — «Известия»). На случай наводнения мы начали перевозить туда работы, которые приходилось хранить в непосредственной близости от Сены.
— «Я хочу, — заявили вы, — чтобы каждый человек, каким бы ни был его культурный уровень, имел возможность доступа к прекрасному». Будет ли Лувр доступен для всех после COVID-19? Вход в музей стоит €17 — не слишком ли дорого?
— Билет в Лувр менее дорогой, чем в большинстве крупнейших музеев мира. Кроме того, около 40% наших посетителей могут прийти к нам бесплатно. Это молодежь до 18 лет. Люди моложе 26 лет, проживающие в странах Европейского экономического пространства. Те, кто ищет работу, получая при этом социальное пособие. Инвалиды и сопровождающие их лица, школьные группы. Нынешним летом мы еще более расширим доступ в музей: предлагаем 20-минутные бесплатные экскурсии на французском и английском языках. Лувр демонстрирует щедрость. Мы этим гордимся, ибо нехватка средств не должна мешать людям приходить в наш музей.
— В течение четырех месяцев карантина виртуальный Лувр оказался популярнее настоящего. В цифровую эру для многих изображения на экране вполне достаточно, поэтому они предпочитают оставаться дома. Не грозит ли музею отток посетителей, которые предпочитают наслаждаться прекрасным на диване?
— Реальный и виртуальный визиты не противостоят, а дополняют друг друга. Во время карантина 10 млн человек пришли на наш сайт, чтобы посмотреть бесценные сокровища дворца. Именно реальное служит виртуальному, а не наоборот. Наша цель — убедить людей прийти в Лувр и увидеть воочию то, чем они восхищались на экранах. Очень многое можно по-настоящему узнать только во время посещения музея: масштаб работ, их цвет, красоту утреннего освещения во дворце, прозрачность Пирамиды у входа в Лувр, перспективу, которая ведет от арки Карусель к Триумфальной арке. Не говоря уже об общении с публикой. В музей мы ходим с друзьями, с семьей. Это уникальный опыт.
— Лувр станет более гостеприимным после того, как число посетителей сократится примерно на 80%? Что вы скажете тем, кто по-прежнему боится идти в музей, чтобы не заразиться? Разве это не реальная угроза?
— Лувр гораздо более гостеприимное место, чем утверждают некоторые, кто давным-давно у нас не был. Даже в период наибольшего наплыва публики, резервируя заранее билет, вы попадаете в музей максимум в течение получаса и оказываетесь, к примеру, в крыле Ришелье с его залами, заполненными превосходной живописью. Кроме того, сегодня вы сможете оказаться в Лувре почти в одиночестве. Посетителей станет меньше, и каждый получит возможность чуть ли не наедине пообщаться с шедеврами, включая Джоконду. Я обращаюсь ко всем, кто уже может приехать в Париж, а также к русским друзьям: как только у вас появится возможность, возвращайтесь скорее в Лувр.
Тех, кто боится вируса, хочу заверить: мы приняли все необходимые меры предосторожности. У нас обязательны резервация билетов онлайн и маски. Наши маршруты спланированы так, чтобы посетители практически не пересекались. Главное — наш дворец огромен. Большая галерея Лувра имеет длину 300 м, площадь зала Государств, в котором вас ждет Джоконда, более 800 кв. м, высота застекленной крыши — 13 м. У нас 37 га садов и двориков. Эти гигантские масштабы позволяют избежать скопления людей. Риск заразиться в Лувре меньше, чем в общественном транспорте.
Юрий Коваленко