Трибьют Чижу вышел без предупреждения и громкой пиар-кампании, зато вовремя - точно в день 60-летия Сергея Чигракова. Это вообще для Чижа характерно. Чуть больше четверти века назад он тоже появился тихо, но вовремя с двумя своими потрясающими альбомами, куда входили «Вечная молодость», «Она не вышла замуж» и «Перекрёсток» и ещё пара десятков ставших культовыми песен. В середине 90-х Чиж переехал в Санкт-Петербург - и возникло ощущение, что он прибыл не из Дзержинска и даже не из Харькова, а прямиком из 70-х, причём из какой-то прекрасной несуществующей страны. Я помню, как слушал его кассету в холодной электричке: в окне мелькали печальные пейзажи лихих 90-х, а у меня в наушниках Чиж рассказывал о недоступном мире циничных и одновременно романтичных музыкантов, и его бытовые зарисовки звучали как рассказы матёрого блюзмена из Миссисипи. «Вселенная Чижа» не имела практически ничего общего с тогдашней ситуацией в поп- и рок-музыке: песни «Чижа и Ко» существовали отдельно и от русского рока, и от «Русского радио», но стали тогда очень важными и любимых для многих слушателей. У группы и сейчас хватает поклонников для аншлагов на больших клубных концертах, хотя сочинять новые песни Чиграков в какой-то момент перестал.
Участники трибьюта в большинстве своём постарались сохранить уважительное и даже трепетное отношение к оригиналам песен, справедливо рассудив, что репертуар «Чижа и Ко» - не то поле, где стоит самовыражаться за счёт выворачивания «классики» наизнанку. Были, конечно, и исключения, куда же без них? Очень странно выступил Василий Уриевский, которому почему-то досталось на сборнике два номера. Мало того, что он выбрал не самые известные вещи «18 берёз» и «День рождения», так ещё и перепел их в издевательском неудобоваримом виде. Полной противоположностью упражнениям Василия стала версия «О.К.» от группы «Мураками», которая уже не в первый раз облагораживает чужие хиты красивым женским вокалом. А золотую середину неожиданно нашёл Евгений Маргулис; обычно он авторизует кавер-версии почти до неузнаваемости, здесь же прекрасная «Глупенькая песня» прозвучала так, что Чиж мог бы сказать, что именно так её и задумывал изначально. «Вечная молодость» досталась Burito, что вызывало некоторые опасения на стадии знакомства с трек-листом - но Игорь не подвёл и довольно ловко скрестил русскую народную ностальгию с танцевальной электроникой.
Имена других участников сборника менее известны, и среди них не оказалось хулиганствующих бунтарей, которые сделали бы из песен Чижа что-то совсем уж неожиданное. Напротив, практически все из молодых и начинающих записались будто бы с оглядкой на то, чтобы получить одобрение почтенного Сергея Николаевича.
Алексей Мажаев