Красивая, энергичная, подтянутая. Бодрый голос, прекрасная улыбка. Здоровый цвет лица. Хорошая прическа.
Это портрет учительницы первого года работы.
Один выпуск, второй, третий, четвертый... Учительница ходит, с трудом передвигая ноги, нередко появляется одышка. Поредели волосы. Старая кофта. О маникюре давно забыла. Старается не улыбаться — нет передних зубов, а протезирование невероятно дорогое.
Это портрет учительницы предпенсионного года работы.

Unsplash
Пожилые учителя — это старая и больная тема.
Учительница вышла на пенсию и становится никому не нужна. А ведь учителей-пенсионеров можно использовать в качестве внештатных методистов, репетиторов. Их опыт необходимо передавать молодым.
И, конечно, целый ряд льгот должен полагаться учителям на пенсии!
Во-первых, повышенная пенсия.
Во-вторых, бесплатное, на самом высоком уровне, медицинское обслуживание.
В-третьих, льготы для приобретения лекарств, путевок в санатории и дома отдыха.
А если вдруг учительница остается одна, без родственников? Так получилось: детей нет, с мужем давно рассталась или вообще не была замужем... Как жить?
Работающие учителя должны постоянно бывать у такой учительницы. Помогать в решении бытовых проблем, помогать скоротать одиночество.
Районным властям необходим план помощи учителям на пенсии, чтобы они не чувствовали себя выброшенными на обочину.
Особенной заботы требуют сельские учителя. Если нужно — подправить дом, привести в порядок участок, предоставить машину для поездки к врачу. Это всё школа и районные власти должны брать на себя.
Посыл прост: учитель не должен чувствовать себя забытым и никому не нужным. Отработал 30-40 лет — иди умирай.
Просьбы учительства должны решаться в первую очередь. Врачи и учителя — главные люди на селе. Им — максимум льгот. И для этого необходимо максимально использовать повзрослевших учеников.
Бывшие ученики, а ныне мужчины и женщины могут многое сделать для школы, которая их учила, и для учителей, вышедших на пенсию.
Владимир Шахиджанян