В современной школе, говорю об учителях, слишком много женщин. Требуются мужчины! Где их взять?
При всей моей любви, уважении, почитании женщин, отсутствие мужчин на педагогическом процессе сказывается плохо.
Чем привлечь в школу мужчин?
Да, прибавить зарплату, и не исключаю, может быть, появятся учителя-мужчины. В предыдущей фразе главные слова: «может быть», ибо не факт, что появятся. Нужны более действенные меры.
Вот, например, такое предложение: начиная с первого класса, учителя должны внимательнее отнестись к своим ученикам-мальчикам. Если кто-то из учеников хорошо рассказывает (объясняет), проявляет (выказывает) педагогические способности, то к таким мальчикам особое отношение. Максимально поддерживать их способности, относиться к ним бережно.

Unsplash
Вспомним слова поэта Бориса Слуцкого: «Таланту надо помогать, бездарности пробьются сами». Да-да, педагогические способности, как и любые другие, закладываются и развиваются с детства.
Из класса в класс, с первого по одиннадцатый, хорошо бы укреплять в школьнике и развивать педагогические навыки, и тактично, спокойно, постоянно внушать: «Ты прирождённый педагог. Тебя ждёт прекрасное будущее».
Понимаю: воспитание мужчин для собственной школы — дело долгое. Но быстро пройдут 16 лет (11 в школе и 5 в институте), и мужчины в школе появятся.
Начиная с пятого-шестого класса, направлять таких подростков в начальную школу — играть с детьми, проводить зарядку, организовывать соревнования, игры, быть судьёй при разрешении ребячьих конфликтов.
По выпуску из школы давать таким детям характеристики-рекомендации для поступления в педагогические вузы. Такие рекомендации должны иметь формальный вес, добавляя 2-3 балла для поступления.
Ещё одно предложение. Разрешить переход из технических вузов в педагогические (независимо от города) без потери курса.
Начиная с первого курса, в педагогических вузах необходимо проводить совместные вечера с техническими (мужскими) институтами. В Москве это, скажем, Московский государственный технический университет им. Баумана и Московский педагогический государственный университет.
Влюбляясь в будущих учительниц, юноши из технического вуза захотят переходить в педагогический, — чтобы быть рядом с той, в которую влюбился.
Конечно, в каждом педагогическом вузе должны быть свои программы, серьёзные спортивные секции, интересные технически кружки, направления для привлечения юношей в институты, готовящие учителей.
Понимаю, это не хорошо, но стоит подумать о возможностях, чтобы юноши, занимаясь в педагогическом вузе, имели приработок. Солидный приработок.
Платить стипендию больше, чем девушкам, некрасиво. Но можно юношей брать в педагогические институты и зачислять на те или иные должности, за которые полагается зарплата, разрешая при этом заниматься на дневном отделении. Так, насколько я знаю, поступают в университете «Синергия». Это хороший опыт. Его стоит использовать.
И вопрос с армией. Хотим, чтобы в школе появились мужчины-педагоги — освобождаем их от службы в армии, организуем в военных училищах педагогическую практику в школе. И если кто-то захочет по окончанию военного вуза работать в школе (не сомневаюсь, такие люди появятся — не сотни, не десятки, а единицы, но появятся), такую возможность предоставляем, сохраняя воинское звание лейтенанта и разрешая по окончанию военного училища выбирать город для работы в школе.
Приглядываемся с особым вниманием к мальчикам из детских домов. Тем, у кого обнаруживаем педагогические (лидерские) склонности, всячески помогаем при поступлении в педагогические вузы. И, конечно, способствуем получению жилья (воспитанники детдома официально имеют право на получение комнаты или квартиры при наступлении 18 лет). И максимально опекаем таких юношей первые два-три года работы, чтобы молодой учитель (бывший детдомовец) смог основательнее освоить азы профессии.
Учитель, бывший детдомовец, может стать блистательным педагогом, ибо он прошел суровую школу и лучше многих знает трудности жизни.
Объявляем дополнительный набор в учительские кадры среди инженеров, работающих на производстве, среди научных сотрудников, биологов, географов, историков... Организуем для них специальные педагогические курсы.
Ещё предложение, как мне кажется, самое действенное: на государственном уровне разрешить мужчинам учителям работать в школе по совместительству, вести минимальное количество уроков (небольшая занятость), оставаясь при этом сотрудником высшей школы, работая в различных НИИ и на производстве. Но это правило — только для мужчин.
Если использовать все предложения (уверен, их может быть больше), мы добьёмся: в школах появятся мужчины — не только трудовики, физкультурники и «ОБЖшники», но и педагоги по другим предметам.
А с приходом мужчин расцветут девушки и молодые учительницы (не только молодые!), и в целом лучше пойдёт педагогический процесс. А следовательно школа начнёт работать эффективнее и результативнее.
Владимир Шахиджанян