У него был всего один недостаток — он курил.
Правда, старался делать так, чтобы дети не видели, как он курит.
Он — великий педагог, замечательный учитель и один из самых успешных школьных директоров столицы.
Я рассказываю о Леониде Исидоровиче Мильграме — директоре знаменитой 45-ой школы.
Прошло двенадцать лет с тех пор, как он ушёл из жизни, а школу до сих пор называют «мильграмовской»
— Вы думаете, — говорил мне Леонид Исидорович, — всё это: бассейн, евроремонт школы, театр, кружки, просторный спортзал сделал я? Нет-нет, это создали мои ученики. Бывшие ученики, хотя понимаю: бывших учеников не бывает.
Выпускники 45-ой школы любили и уважали учителей и директора. Они становились выпускниками, но продолжали дружить с теми, кто их учил и воспитывал.
Пять лет, десять, пятнадцать, двадцать проходили после окончания школы, и ученики становились большими начальниками. И если с той или иной просьбой к ним обращался директор или учитель, они сами или через своих знакомых, коллег эту просьбу обязательно выполняли.
Помню, когда я сам работал в 91-ой ленинградской школе, мы с директором не знали, как поступить: требовалась побелка потолков, а белил нет. Необходимо покрасить стены — а где достать краску?
Сплошной дефицит.
До сих пор помню маму Сергея Новикова. Она работала главным инженером завода «Комсомольская правда» в Ленинграде. И в порядке шефской помощи практически бесплатно школе отгружались белила, краски, доски и другие стройматериалы.
Вспоминаю знаменитую московскую 79-ю школу (теперь это 1274-ая школа имени В.В.Маяковского), которую заканчивал мой сын. Школой руководил Семён Рувимович Богуславский.
— Мы так воспитываем учеников, — говорил он, — чтобы они своих детей приводили учиться в нашу школу. Мы старались так воспитывать учеников, чтобы те, став взрослыми, считали за честь чем-то помочь школе.
Родители наших учеников организовывали (и оплачивали за счёт своих фирм) длительные поездки за рубеж старшеклассников, чтобы те могли попрактиковаться в английском языке.
Именно так работала директор 630-ой школы Светлана Карклина.
Именно так действовал педагог Александр Тубельский. Он руководил 734-ой школой.
— Директор школы, — говорил он мне, — это как главный режиссёр в театре. А дети — постоянные актёры. Всё строится на взаимной любви, и эта любовь не заканчивается выпускным вечером. Она продолжается всю жизнь.
Вот я и думаю, что это традиция, которую надо развивать. Ученики, закончившие школу, продолжают помогать ей.
Государство, к сожалению, неспособно серьёзно профинансировать образование, но проблему реально решить за счёт бывших (повторяю, бывших не бывает!) учеников.
Сейчас на ВДНХ проходит выставка «Россия». Есть там павильон народного образования. Сам министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов выступает в роли экскурсовода и лектора.
Там, правда, не говорится ни слова о трудностях и сложностях современной школы. Не говорится и о том, что в 88% школ не хватает учителей математики.
Оно и понятно. Там рассказывают о достижениях, об успехах. На выставке стараются не упоминать об учительских зарплатах, на которые, будем честны и откровенны, прожить невозможно. Невозможно, но ведь живут…
(Я говорю о зарплатах провинциальных учителей. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург не в счёт. Там всё по-другому.)
Самую плохую школу можно сделать самой хорошей, если каждого ученика с первого класса воспитывать в любви к школе, в уважении к учителям. Воспитывать так, чтобы, когда он закончит школу, ему не хотелось с теми, кто его учил, расставаться.
Да, на это уйдёт, как минимум, десять лет. Но если не заниматься реформированием и улучшением народного просвещения, то это в минусе скажется на жизни всей нашей страны.
Владимир Шахиджанян
