Невольно вспоминается анекдот.
Первоклассник возвращается домой после первого посещения школы, кидает портфель на пол и кричит родителям: что ж вы не предупредили, что эта бодяга на одиннадцать лет?
Бодяга бодягой, это не самое главное. Ужасное в другом: одиннадцать лет занятий в школе — это одиннадцать лет издевательств над своим здоровьем.

Unsplash
Боюсь, если мы проверим школу (учеников первых, пятых и одиннадцатых классов!) по линии здоровья, то результаты будут неутешительные.
Удалённость от доски (вытянутые классы не редкость) заставляет школьников напрягать зрение, и в результате к одиннадцатому классу они обзаводятся очками.
Плохая акустика класса и слишком тихий голос преподавателя вынуждают школьников (особенно в начальных классах) напрягать слух, что может привести к тугоухости.
Если в первый класс дети приходят более или менее здоровыми, то за 11 лет, к 11-му классу, здоровых школьников остаётся процентов десять. У остальных колиты и гастриты, сколиозы, ожирение, проблемы с артериальным давлением, урологические и проктологические заболевания, вегетативная дистония и другие болезни.
А каким воздухом дышат школьники? В классе 30 человек, окна закрыты, а если рядом промышленное предприятие - то вообще дышать нечем.
Сидячий образ жизни, отсутствие хорошего, сбалансированного питания, нервная обстановка (какую отметку поставят, вызовут-не вызовут, сделают замечание или обойдётся, опозорят ли перед всем классом...) - попробуй такое выдержать, каждый день по шесть часов.
Или физкультура. Один час активного движения. Вроде хорошо, но на самом деле отвратительно. В небольшом спортзале дети быстро потеют, а после урока никакого душа.
Именно на физкультуре дети простужаются и заболевают различными формами ОРЗ.
Шесть часов (это без дополнительных занятий) надо сидеть в классе, не имея права встать и размяться, обменяться репликами с одноклассниками (тут же получишь замечание), и всё время ощущать гнёт, полную несвободу.
Учитель не просит, а приказывает.
Учитель не воспитывает, а одёргивает.
Учитель давит: сиди прямо, не разговаривай, встань, замолчи...
Попробуйте взрослого человека заставить шесть часов подряд просидеть в полной несвободе: без телефонного звонка, без общения, без расслабленности.
Взвоет взрослый. А дети вынуждены терпеть.
Может быть, удлинить переменки?
Может быть, на уроках устраивать на одну-две минуты перерывы — встать, размяться, похлопать в ладоши, покричать в своё удовольствие, и только потом продолжать заниматься?
Знания нужны. Но кому нужны больные специалисты? Физический и психологический перегруз не позволяет детям хорошо учиться.
Физический и психологический перегруз вызывает у школьников неприятие, отторжение и раздражение.
Школу полагалось бы любить, здесь дают знания. Но как любить школу, если всё время физический и психологический дискомфорт?
Мне думается, что переустройство школы и надо начинать с того, чтобы помочь детям сохранить здоровье, улучшить его.
Школа должна быть в радость.
Учитель испытывает радость оттого, что общается с детьми. А дети испытывают радость (получают знания!) оттого, что общаются с учителем.
Владимир Шахиджанян