Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сибирские курьёзы

На экранах — «Тобол» Игоря Зайцева

В прокат вышла костюмная драма «Тобол», снятая по мотивам одноименного романа Алексея Иванова. По мнению Юлии Шагельман, у авторов фильма получилось что-то вроде рисунка из точек, соединить которые в единое целое смогут только зрители, читавшие книгу, и вряд ли результат оправдает их ожидания.

Литературный «Тобол» — два почти тысячестраничных тома с подзаголовками «Много званых» и соответственно «Мало избранных» — родился из киносценария, заказанного писателю Иванову продюсером будущего фильма Олегом Урушевым. В процессе работы история Тобольска и архитектора его кремля, картографа и летописца Семена Ремезова разрослась в грандиозное полотно, не пеплум, конечно (как определяет его жанр обложка), а скорее историческое фэнтези, своего рода сибирскую «Песнь льда и пламени». Действие, охватывающее тридцать лет, десятки героев со сложными характерами и сложными взаимными связями, русские, шведы, татары, узбеки, ханты и манси, джунгары и китайцы, православные, раскольники, язычники и «магометане», реальные и придуманные персонажи, миссионеры и таежные духи — читая обо всем этом, невозможно не представлять, что бы сотворило с такой богатой фактурой какая-нибудь НВО.

Экранный «Тобол» и планировался сначала как сериал, потом как полнометражный фильм, потом продюсерская команда решила, что выбирать ни к чему. Так что после кинопроката на «Первом канале» выйдет восьмисерийная версия. Тем временем режиссер Игорь Зайцев, работающий в основном на ТВ (его предыдущий фильм, «Каникулы строгого режима», вышел в 2009 году), полностью переписал сценарий, так что в результате Иванов попросил снять свое имя из титров, оставив в них только то самое обтекаемое «по мотивам».

В основу сюжета положен один из эпизодов романа — экспедиция русского отряда под предводительством полковника Ивана Бухгольца (Александр Лазарев-младший) в Яркенд за золотом. Поход собирается по указу Петра I (Дмитрий Дюжев, использующий в основном два актерских приема — оскаленные зубы и топорщащиеся накладные усы), но на самом деле за ним стоит коварный тобольский губернатор Матвей Гагарин (Евгений Дятлов). Коррупционер, подкупленный еще более коварными китайцами, хочет раздуть из мирной экспедиции вооруженный конфликт с джунгарами, чтобы отвлечь их от войны с Поднебесной. Весь этот бэкграунд, впрочем, подается скороговоркой, и для тех, кто его не уловил, главный герой фильма — молодой поручик Иван Демарин (Илья Маланин). Его в Сибирь отправляет самолично царь с отеческими наставлениями, в которых сформулирован основной идеологический посыл фильма: Россия войны не хочет ни с кем и никогда, но если кто с мечом к нам придет, то — сами понимаете.

Прибыв в Тобольск, Ваня знакомится с семейством Семена Ремезова (Дмитрий Назаров, более или менее повторяющий рисунок своей роли из «Кухни»), все исторические заслуги которого остаются за кадром. А в кадре — дочка Маша (Юлия Макарова), с первого взгляда влюбившаяся в поручика, и сын Петька (Павел Табаков), записавшийся в рекруты в порыве юношеского максимализма и патриотической горячки. Параллельно со светлым чувством Маши и Вани разгорается история любви пленного шведа Йохана Рената (Андрей Бурковский) и солдатской жены Бригитты (Агата Муцениеце). Впрочем, отличить две пары влюбленных довольно сложно: все четверо, несмотря на достающиеся им по сценарию тяготы, сверкают белыми зубами и новенькими, с иголочки, одеждами и разговаривают на не вполне русском языке, сложенном из представлений авторов о речи XVIII века и той специальной принужденной интонации, которая является отличительным признаком мейнстримных российских сериалов.

Волею судеб действующие лица оказываются в занесенной снегом крепости посреди степи, и тут последние признаки сюжетной логики оставляют картину, уступая место череде действительно эффектных схваток с джунгарами, благодарить за которые стоит прежде всего команду казахских каскадеров. Эпический масштаб происходящему не в силах придать даже закадровый голос. Но и в качестве растянутого на сто минут трейлера грядущего сериала фильм не работает — узнавать о его плоских героях что-нибудь еще совсем не хочется.

Юлия Шагельман

Источник

355


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95