Бывает, надо вспомнить, когда именно мы с кем-то познакомились. Однако это не всегда легко — изъяны памяти, дымка времени и вообще голова бы, пожалуй, лопнула, как надуваемый шарик, не будь у нас счастливой возможности многое забывать.
Подспорьем нередко служит привязка припоминаемой даты к значительным событиям, важным для нас. В старину, например, могли сказать: они встретились в лето, когда пожар в нашем селе половину соседней рощи выжег.
Настойчивый давний знакомец
Дату знакомства, о котором я намерен рассказать, абсолютно точно вспомнить не могу. Но уверен, оно состоялось после того, как в мае 1991 года меня избрали заместителем председателя Союза журналистов СССР и, безусловно, до знаменитого августовского путча.
Однажды в этом промежутке времени позвонил председатель Союза Эдуард Сагалаев:
— Володя, с тобой свяжется очень-очень вежливый человек. Его фамилия — Шахиджанян. Было бы хорошо, если мы сможем ему помочь.
Созвонились, и вот уже скоро исполнится тридцать лет, как с разной интенсивностью, но регулярно, общаемся и лично и — чаще — по телефону, в соцсетях.
Давным-давно, во время очередного разговора, выслушав какую-то мою историю, Владимир Владимирович воскликнул:
— Так напишите же об этом!
Идея засесть за мемуары меня тогда ничуть не согрела. Промямлил что-то уклончиво.
Но на манер Марка Порция Катона Старшего, заканчивавшего все свои речи — независимо от темы — призывом к тому, чтобы Карфаген был разрушен, Шахиджанян из раза в раз склонял меня к сочинению автобиографии.
Кажется, склонил!
Писать воспоминания готов!
Работа с возражениями
На первую высказанную причину не затевать это дело — мемуаров так много, что их никто не читает, мне было сказано:
— А вам вовсе не обязательно торопиться в очередь за литературной славой. Важно и просто зафиксировать свидетельства очевидцев, живые приметы ушедшего времени, образы встреченных на жизненном пути. У каждого из нас своё видение, свои оценки происшедшего, своя трактовка событий и явлений. Смотришь, кому-то из потомков они будут интересны или полезны.
Обдумывая этот аргумент, уже сам прибавил в его развитие такой довод — а что, появились же BigData, искусственный интеллект всё более лихо управляется с ними. Вот-вот и, смотришь, перестанет человечество тонуть в нарастающем потоке информации. Как знать, не станет ли тогда даже дефицитным ресурсом, кажущийся сегодня переизбыточным её объём?
Казалось основательным и возражение, связанное с моей нелюбовью к монотонности многих мемуарных опусов. Как начнут мусолить — мама любила, папа брал на рыбалку, в школе шалил, студентом влюбился, а на работу пошёл и стал самоотверженно трудиться. Мне опять же сказали: а кто приговорил к подобному формату? Воспользуйтесь любым другим.
А что? Есть на примете вариант.
Как-то в гостях у общих знакомых довелось встретиться с Фёдором Ивановичем Гиреноком, выдающимся нашим философом из МГУ (в моём личном табеле о рангах он относится к разряду «мыслитель»; не знаю, совпадает ли это представление с общепринятым в научной среде — я от неё далековат).
После личного знакомства обратился к его трудам.
Особенно «зашла» книга о клиповом сознании. Концепт этот разработан подробно, рассмотрен со всех сторон. Упор сделан на связь клипового сознания с виртуальной реальностью. Очень интересно.
Философ Фёдор Гиренок. Фото из личного архива автора
Но что меня настораживает. Публицистика, в отличие от науки, вникать в тонкости и детали не всегда стремится. И в клиповом сознании многие видят преимущественно свидетельство духовного упадка — дети не любят и не хотят читать длинные тексты, не умеют сосредоточиться и т.д. И всё из-за интернета проклятого и соцсетей зловредных!
Дело, однако, в том, что по моим наблюдениям произведения, рассчитанные на интерес читателя к так или иначе смонтированным кратким эпизодам (клипам), появились не сегодня и не вчера.
В юности — об интернете тогда даже фантастических романов ещё не написали — я вовсе не чурался длинных текстов, толстых книг. Тем не менее, когда увлёкся философией и читал Энгельса, то «Анти-Дюрингу», безусловно, предпочитал «Диалектику природы». Может быть, потому что автор её не окончил, текст носит характер набросков, отрывочных заметок. В то же время это не хаотическое собрание разрозненных мыслей. Отчётливо понятен общий стройный план изложения. И фрагментарность этого изложения лишь подогревала мой интерес. Незавершённость оказалась по поговорке — из разряда тех несчастий, которые счастью помогли.
Навскидку припомню и другие примеры.
- «Лунь Юй» Конфуция.
- «Письма к сыну» Честерфилда.
- «Дневник для Стеллы» Свифта.
- «Философские письма» Вольтера.
- «Максимы» Ларошфуко.
- «Мысли» Паскаля.
- «Характеры, или Нравы нынешнего века» Лабрюйера.
- Роман «Персидские письма» Монтескье.
- «Новые Paralipomena» Шопенгауэра.
- «Афоризмы» Уайльда.
Из наших авторов:
- «Уединённое», «Мимолётное», «Опавшие листья» Розанова.
- «О вечном…» Рериха.
- И, конечно, итоговое произведение Льва Толстого «Путь жизни».
- Возможно, «Конармия» Бабеля.
- А «Камушки на ладони» Солоухина или «Затеси» Астафьева!
- До кучи — «Записные книжки» Ильфа. Они хоть и не вполне литературное произведение, но читаются взахлёб.
Как Уголовный кодекс у Высоцкого:
Открою на любой странице —
И не могу! Читаю до конца.
Поиск формата в свете
теории клипового сознания
Мой список «клиповых» книг далеко не полный. Но, думаю, достаточен, чтобы обезопасить от возможных упрёков в совместном с интернетом оболванивании молодёжи и с лёгким сердцем писать воспоминания не в хронологическом порядке, а вразброс, посвящая главы (клипы) разным темам.
Владимир Владимирович Шахиджанян любезно предложил размещать написанное — по мере готовности каждого клипа — на сайте «Спокойное место российского интернета для интеллигентных людей».
Только при таком вот условии.
Он придумал новый формат, который может существовать только в сети. И создал первую такую книгу — «Курить, чтобы бросить!». Онлайн-книга совершенно бесплатна. Прочесть её горячо советую всем — и тем, кто курит, и бросившим, и никогда не курившим. Книга интересная. В частности, потому, что помимо чисто практической полезности, там множество коротких занимательных историй. Ну, вы увидите.
Мне предложено создавать нечто подобное. Публикацию насытить иллюстрациями — фото, видео, аудио, гиперссылками, многочисленными элементами обратной связи с посетителями сайта. Меня такая задача увлекла, попробую сделать.
Вспомнился, кстати, бородатый анекдот.
В одной деревне что ни праздник, то потасовка. Надоело. Однажды решили — в следующий раз, собравшись, просто ладком посидеть, побеседовать, попеть песни. И никаких драк!
Собрались, посидели-попели…
А потом старший встаёт и говорит:
— Ну так, сиди не сиди, а начинать надо!
Вот и я: примерялся, колебался, сомневался, откладывал «до лучших времён». Но, в конце концов, понял — начинать надо!
Владимир Поволяев
P.S. Немое кино изобрело выдающееся выразительное средство — монтаж. Посмотрите отрывок из классического фильма «Броненосец Потёмкин».
Виртуозное использование Сергеем Эйзенштейном приёмов монтажа вполне годится для восприятия и носителями клипового сознания.
Согласны?