В детстве многим детям, в том числе и мне, родители, бабушки или дедушки читали сказки. Как сейчас помню, они вызывали много ярких красок и эмоций в душе. За одних героев я очень переживала, мечтала о том, чтобы сказка для них оказалась со счастливым концом. Другие герои меня очень расстраивали. Они совершали плохие поступки, но казалось, так только потому, что их сбили с истинного пути злодеи, желающие им навредить. Были персонажи, вызывающие порой отрицательные эмоции и ни капельки сочувствия. Мне очень хотелось, чтобы их остановили, оградили от хороших героев, и тогда бы восторжествовала справедливость.
Пойдя в школу и научившись читать, я продолжала интересоваться сказками. У меня даже была самая любимая книга — «Сказки народов мира». Я бережно к ней относилась, она всегда стояла на моей полке. И любовь к сказкам у меня не прошла. Она просто трансформировалась в отдельное направление моей профессиональной деятельности — работу с метафорическими ассоциативными картами (один из важных инструментов в работе психолога).
Сказки — это многочисленные метафоры, которые тесно переплетаются и перекликаются со взрослой жизнью любого человека. Сказки ни к чему не принуждают, ни на кого не давят, ни осуждают и не вешают ярлыки. Они просто «рассказывают о чём-то или о ком-то».
Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.
Всё мягко и ненавязчиво. Хочешь — верь, хочешь — не верь. Хочешь — принимай данную тебе информацию, хочешь — нет.
В детстве, когда ребёнок слушает сказки, он примеряет на себя роль того или иного персонажа, начинает верить в то, что он, как и его любимый герой, может всё: победить врага (дракона, Бабу Ягу), найти любовь, построить большой красивый дом или дворец, стать мастером на все руки, преодолеть любые преграды (реки, горы, дремучий лес), найти источник с живой водой, чтобы исцелиться от недуга.
Сказки на подсознательном уровне формируют систему ценностей, представления о мире, понятия — что такое хорошо, а что — плохо, отношение к добру и злу. Многие люди в течение жизни сохраняют любовь к своему сказочному герою (причём он может быть как положительный, так и отрицательный). Всё это говорит об одном — сказки играют важную роль в жизни каждого человека.
А что же происходит в мире взрослых с детьми, не соприкоснувшимися с миром сказок? У такого ребёнка в багаже — воспитание и знания, которые дали родители, пример их жизни, знания, которые дали учителя в школе, преподаватели в институте, а также личный опыт. И всё. У них нет в наличие ничего, что дало бы им возможность для сравнения, ключи для личного выбора другого мира, отличного от мира взрослых.
Ребёнок, в чьём детстве не было места сказкам, выходит во взрослую жизнь без важных ресурсов, источников силы. Такие дети часто не умеют мечтать, радоваться мелочам, быть искренними и душевными. Во взрослом возрасте им свойственны излишняя серьёзность и желание выглядеть старше — внешне, в поведении, во взглядах на жизнь. Они могут быть слишком скованны, внутренне зажаты. Внешний мир они способны рассматривать только в чёрно-белых тонах.
Порой человек примеряет на себя ту социальную роль, в которой ему не комфортно, даже тяжело, но ему кажется, что это сделает его счастливым, успешным в обществе. Когда человек не умеет или перестаёт в какой-то момент мечтать, его душа начинает болеть от недостатка сказочной положительной энергии.
Вера в чудеса очищает от лишних переживаний и негативных мыслей.
Сказки позволяют внутренне раскрепоститься, поверить в то, что всё в жизни реально. Любую сказку можно сделать былью. Это источник вдохновения для творчества, развития интуиции, воображения, положительной энергии. Это возможность, которая позволяет человеку разобраться в своих истинных желаниях, предпочтениях и найти жизненный путь, своё предназначение.
Сказки — это тот мир, который необходим для того, чтобы душа оставалась светлой и живой, а человек — не терял связь с самим собой, своей душой, чаще пребывал в состоянии гармонии, радости и верил в лучшее.
Светлана Барбашева,
психолог