Всегда хочется, чтобы сразу получилось хорошо. Всегда хочется увидеть результат. И потому – спешишь.
Так во многом, и в музыке тоже. Быстрее перебираешь пальцами ноты – чтобы сразу услышать мелодию. Потому что мелодия – цель, смысл, к ней стремишься. Но когда спешишь, происходят всякие неприятные вещи: спотыкаешься «на ровном месте», пальцы путаются, сбиваешься, промахиваешься… В общем, музыки не получается. Вернее, того, что хотелось услышать, не получается. Получается сбивчивая и иногда невнятная речь. Как будто говорит человек, который и не очень-то знает, что сказать, и с дикцией у него тоже не очень.
А если не спешить? Если отнестись к каждому звуку с вниманием? Если каждый станет ценностью сам по себе? Потеряется ли тогда цель – мелодия?
Оказывается, нет. Оказывается, именно это самый короткий и верный путь к цели.
Потому что когда каждая нота прозвучит ярко, когда каждая будет названа по имени – мысленно или вслух, как вошедший в дом гость, тогда происходит чудесное – вся цепочка из звуков вдруг становится яркой и ясной, в ней появляется смысл, интонация. И оттого, что звуки не теряются и не смазываются, даже в медленном движении слышно живое дыхание мелодии.
При таком подходе любое занятие интересно, потому что интересно в нем каждое мгновение. А в результате – именно то, что хотелось услышать, к чему стремилась душа изначально.
Конечно, очень трудно останавливать себя. Очень трудно «притормаживать» бег – и в жизни, и по клавишам.
Но ведь и в повседневной жизни происходит нечто подобное: внимание к деталям дает возможность точнее понять и оценить общее, интерес к процессу любое занятие делает осмысленным и скорее приводит к желаемому результату.
Вспомнилось – почти иллюстрация к моим размышлениям. Однажды я видела, как мой сын точил нож – неспешно. Это было так красиво, просто завораживающе: медленные легкие движения лезвия по камню, почти медитация. И нож получился идеальным. Во всяком случае, намного лучше, чем те ножи, что точила я сама на специальной электрической машинке.
Photo by Siniz Kim on Unsplash
Далеко не сразу я поняла, что очень важен первый звук. Даже если это первый звук гаммы. Потому что он задает тон всему – гамме, мелодии, пьесе.
Настроение первого звука уже предвосхищает тон, настроение остальных, и так определяет будущее звучание и смысл всего произведения.
Если первый звучит небрежно, если в ощущении он как будто незначителен, значительное – впереди, то почему-то и дальше ощущается неровность, неустойчивость мысли и звука, как будто следующим не на что опереться.
Если первый звучит мягко, нежно, то и во всей мелодии передается это лирическое настроение, если первый будет ярким, звонким, то и у мелодии будет яркий, утверждающий тон.
И потому, прежде чем начать играть, очень важно почувствовать, что ты хочешь, решить для себя, какое настроение сейчас прозвучит. И тогда можно прикасаться к клавишам – первый звук будет точен, в нем отразится и настроение начала, и развитие сюжета, и даже его завершение.
Однажды сын поделился открытием: разговор по телефону очень зависит от того, каким тоном он говорит первые слова, когда берет трубку. Иногда с одним и тем же человеком разговор складывается совершенно по-разному: дружеское приветствие задает теплый тон даже деловой беседе, а сдержанное «алло» предполагает короткий или официальный разговор.
Вот и первый звук, первое прикосновение к клавише – как начало разговора, и если хочешь, чтобы ты задавал тон всему остальному, то твое желание, твое настроение должно прозвучать сразу.
Алла Азарх