Пожилая обитательница рассохшегося загородного дома бесследно исчезает. Полиция сбивается с ног. Встревоженная мать пропавшей старушки Кей и внучка Сэм настолько одержимы желанием разобраться в деталях происшедшего, что временно решают поселиться в злополучном особняке. Их цель — попытаться восстановить логику событий звено за звеном.
В одно прекрасное утро хозяйка как ни в чем ни бывало появляется на кухне. Вызванные врачи с удивлением констатируют полную адекватность блудной бабушки. Однако некий травматический опыт для женщины все же бесследно не прошел. И с каждой ночью Кей и Сэм начинают с болью открывать для себя все новые и новые отталкивающие стороны у родного человека.
Любители хорроров поспешили объявить «Реликвию» одной из главных премьер сезона. Сделанный со вкусом, толком и расстановкой фильм и впрямь заслуживает столь лестной оценки. При всей непритязательности антуража, «Реликвия» постоянно оказывается не тем, что от нее ожидаешь. Потенциал пугающих старинных предметов быстро оказывается исчерпан, параллели с «Визитом» М. Найта Шьямалана тоже, в общем-то, заводят в никуда. Слой за слоем отшелушивается (причем и в прямом, и в переносных смыслах), обнажая прочный архетипический каркас, наподобие того, на котором держится «мама!» Даррена Аронофски.
Современная цивилизация стыдливо прячется от старости. Культ здорового тела и противоестественный вечный процесс омоложения окончательно превратили эту тему в моветон. В результате дряхлеющий человек остается наедине с самим собой, вынужденно разрывая все социальные связи и невольно вызывая неистребимое чувство вины у чурающихся его общества родственников.
Такова философская начинка «Реликвии». Но даже если от нее абстрагироваться и не городить огород, то нельзя не отметить блестящей режиссерской работы. Изнемогающий под собственным бременем дом с потускневшими витражами становится самостоятельным персонажем фильма, а леденящий душу саунд-дизайн Брайана Райцелла заставляет вспомнить о строчке из группы «Алиса» «скрип половиц за упокой».
И, конечно, нельзя не отметить типично австралийской специфики хорроров, когда безлюдные просторы пугают не меньше клаустрофобических лабиринтов. В одном из эпизодов мама упрекает дочку за то, что та до сих пор работает в баре. Но глядя на эту пустынную жуть и дичь, хочешь немедленно бежать туда, где побольше людей. А лучше — поскорее позвонить родителям!
Денис Ступников