На лекции по рекламе рассказывали правила размещения алкогольных напитков и сигарет в прессе и в Интернете, на радио и телевидении. Сейчас в рекламе подобного вида множество нюансов, регламентированных законодательством. А в детстве...
Вернее, в подростковом возрасте, лет в 14-16, было посвободнее. Кто не помнит те волшебные ролики по телевидению: красивые, с манящими капельками, бокалы с пенным; с такими же капельками – рюмки с огненной; молодёжное, безалкогольное, крепкое. Любили тогда маркетологи капельки, что сказать.
Мы с товарищами были, конечно, несовершеннолетними, но и не совсем детьми, поэтому чего-то особенного хотелось. В основном, конечно, истории успехом не увенчивались (об этом я уже писал). Редко-редко юным тимуровцам продавали пшеничное жиденькое, рекламой которого искушали со всех каналов. Впору телевизор не смотреть и садиться за уроки...
Немногие тогда баловались папиросами, потому что купить их было ещё труднее. Однажды товарищ решился: пойдём, говорит, куплю в палатке. Ну, пойдём, ты уже герой заблаговременно – раз решился. Подходит к окошку, я наблюдаю со стороны.
– Здравствуйте, можно пачку "Петра"?
– Восемнадцать есть? Паспорт.
– Да, сейчас.
И друг, вроде как положительно ответив продавщице, стремительно отходит от палатки. Неудача.
В другой раз в другом месте тот же товарищ решился попытать судьбу вновь. Магазинчик малюсенький, еле-еле развернуться. Зашли.
– Здравствуйте, дайте сигарет.
– Восемнадцать есть?
– Есть, да, – несмело пробует товарищ.
– А паспорт?
– Нету, – полуотчаянно цепляется товарищ.
– Нате, 80 рублей.
После триумфа друг сказал, что не хотели продавать, потому что я стоял с портфелем: школьники, мол. Звучит разумно. Мне самому вплоть до совершеннолетия не продавали ничто и нигде: то ли правда слишком юно выглядел, то ли портфель всё портил.
Наконец, повторю мою любимую историю: разговор друга, произошедший у киоска Роспечати в нашем маленьком городке. Он решил купить газету и обратился за этим к продавщице.
– Здравствуйте. Можно мне, пожалуйста, «РБК».
– Мы сигареты не продаём.
Не знаю почему, но до сих пор смешно!
...С приходом совершеннолетия кураж покупки запретного плода прошёл так же совершенно. С тех пор ни одна покупка табакосодержащего или спиртосодержащего не оправдывалась юношескими желаниями что-то попробовать. Ничего интересного, захватывающего, забавного в этом теперь нет.
Обычно всё. Запретный плод потерял сладость, потому что стал разрешённым. А значит, весь интерес как юношеский протестный акт он потерял. Потому что юношество потеряло нас тоже.
Несомненно, и тогда это было непозволительно.
Конечно, и тогда это было вредно.
Да, и тогда это было плохо.
Но хотя бы слаще.
Теперь нет.
Борис Поженин