Мальчика звали Максимом. Он, как и все его друзья-первоклашки, был с виду обычным ребёнком, но всегда очень смешил. Друзья находили его странным за то, что часто избегал детских игр и придумал свою – игру в церковь. Это действительно вызывало смех у ребятни. А объект их насмешек торопился в храм, чтобы петь там на клиросе с бабушками осанны и псалмы. Когда ребёнок поёт «Со святыми упокой» – разве это не странно? Бабушки были на последнем издыхании, им можно, а это дитя туда же. Смешно.
Однажды знакомая, жившая по соседству, дала Максиму батон – жили они бедно. Мать болела, отца не было вовсе. И отрок божий передал этот батон певчей, – ей он нужнее! Щедрая, непорочная душа.
Максим пел славу Божию по-детски, но вдохновенно, словно считывая с какого-то внутреннего камертона. Ведь никто его этому не учил.
Однажды он появился на улице полусогнутым от боли – упал с крыши. И двигался он не в больницу, а в храм.
– Я потёр – мне полегчало, – объяснил он свой выбор.
– А ты сказал «Господи помилуй»?
– Нет, я сказал: слава тебе, Господи!
Так учил Иоанн Златоуст. А ребёнок по наитию своему принёс Богу благодарность за страдание. Это было чистым открытием детской души. Что же будет с ангельским мальчиком и что из него вырастет? Так думала та самая знакомая, что жила по соседству и наблюдала многие события в жизни мальчика.
Теперь тот отрок в ангельском чине – инок. Служит в церкви. Видимо, и впрямь у него от Бога высокое призвание – стать человеком максимальным. Имя обязывает и направляет.
Прошло время, и Максим стал иеромонахом Климентом. Так звали болгарского учителя славян. Выросший с больной матерью, он отрешился от суетного мира и выбрал другой путь – дорогу веры.
Мать его звали Ларисой. Над её гробом женщина, рассказавшая эту историю, подумала о том, что её жизнь была исполнена смысла, чтобы вырастить ребёнка для Бога.
После всех гонений на церковь отрок Максим первым во всей родной округе принял монашеский постриг. Разорвал тёмный круг истории. И способствовала этому поступку Успенская церковь, куда он бегал в детстве петь на клиросе.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Владычицы Небесной, Приснодевы нашей. В православной традиции именно успение, а не рождество стоит во главе веры, ибо успение есть рождение истинного человека для жизни вечной. Пасхальная культура полярна культуре рождественской, как царство небесное – царству земному, а православие – католичеству. Максим угадал это и стал предтечей своего поколения во Христе.
Бог нам это послал.
Слава Богу за всё.
Сергей Парамонов