Наступил конец апреля, и большинство детей от 6 до 8 лет уже прошли оформление и записаны в первый класс. Я работаю медицинским психологом в детской поликлинике и имею опыт психодиагностического обследования детей для оформления
их в школу. Однако готовность к обучению касается не только детей, но и родителей. На консультации я объясняю, что тестового обследования ребенка недостаточно, желательна беседа с родителями, чтобы определить стиль воспитания в семье. Это не менее важно для адаптации ребенка к школе, чем сформированность внимания или речевых навыков.
В психологиии существуют понятия «функциональная семья» и «дисфункциональная семья». Функциональная (здоровая) семья характеризуется гибкой иерархической структурой, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией. Здоровая семья — это «система в движении». Дисфункциональная семья — семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов.
Чаще приходят на консультацию со своими размышлениями, проблемами, связанными с воспитанием ребенка, родители из функциональной семьи. Дисфункциональная семья обычно закрыта для общения. Из такой семьи обращаются за консультированием и рекомендациями, обычно когда у ребенка формируются невротические и психосоматические заболевания.
Какие же стили взаимоотношений в системе «родители — ребенок» распространены в семьях? И как они влияют на адаптацию ребенка к школе?
Гиперопекаемый тип родительско-детских отношений
1. Обычный гиперопекаемый тип характеризуется тем, что ребенка постоянно контролируют. Потребность в понимании и умении «хотеть что-либо» у него не формируется. Это ведет к меньшей самостоятельности, меньшей ответственности у будущего школьника, но для него самого такой способ отношений с людьми вполне комфортен.
Осваивая учебу, первоклассник скорее всего перенесет этот стиль на отношения «ученик-учитель». А готов ли к этому учитель, у которого в классе будет не меньше 20 учеников?
2. Доминирующий тип в родительско-детских отношениях. Родители тепло и заботливо относятся к детям, но не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Причем всех взрослых, с которыми ребенок может общаться. Гиперопека в этом случае выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, всегда защищать его (даже если в этом нет необходимости), следить за каждым его шагом, охранять от предполагаемых опасностей, беспокоиться о нем по поводу и без повода, удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, обязывать поступать определенным образом.
С
В школе это проявится тревожностью на занятиях и на переменках, привязанностью к своему учителю как проекции отношений с «женской фигурой» в семье — мамой или бабушкой.
3. Потворствующая гиперопека. Ребенку уделяют достаточно времени. Но на что родители направляют свои усилия? Ограждая от любых трудностей и «скучных, неприятных дел» (как им кажется), потворствуя прихотям и капризам, они, по сути, прислуживают детям. Это может сопровождаться восхвалением, преувеличением способностей и талантов ребенка. Прививается желание всегда быть на виду, ни в чем не видеть отказа, транслируется уверенность в блестящем успехе в жизни. Ребенок теряет способность к собственной мобилизации, у него формируется так называемая «выученная» беспомощность. А сколько учеников будет в новом классе? Что произойдет в настроении ребенка, который вынужден будет жить по другим правилам?
Случайно ли возникает в семье такой стиль воспитания? Исследования психологов показывают: одним из факторов, способствующих возникновению потворствующей гиперопеки, могут быть супружеские отношения в семье. Неудовлетворенная отношениями с мужем, мама ребенка часто компенсирует эту неудовлетворенность, перенося стиль взаимодействия из системы «муж — жена» на систему «ребенок — мать». Она непроизвольно стремится к созданию у детей зависимости от нее. Формируется психологический механизм привязывания и обязывания ребенка действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.
А второй фактор можно объяснить неосознаваемыми негативными чувствами к ребенку: враждебность, непринятие, злость и как полярное переживание — чувство вины. Отсюда и потакание ребенку. Полярные чувства «любовь и ненависть» реальны, но не осознаются, а чаще вытесняются в подсознание.
4. Повышенная моральная ответственность родителей (перфекционизм). При таком типе воспитания к ребенку предъявляются очень высокие требования. У него огромный перечень обязанностей: бытовые, спортивные, музыкальные и т.д. Родители следят строго, хотят, чтобы ребенок не имел недостатков. С младшими школьниками родители готовят уроки. Не имея опыта учителя, принимают холодный, назидательный тон, всеми силами стараются выжать из ребенка самостоятельные действия. Дети отвечают на давление (подавление) разными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью. Строгость и чрезмерная ответственность родителей часто оборачиваются отсутствием у ребенка интереса к учебным предметам по принципу: «А зачем, все равно не пойму» или «А, что бы я ни сделал, все равно будут ругать». Если ребенок-школьник начинает понимать, что родители могут полюбить его только за
Каждый первоклассник вступает в социальную, самостоятельную, новую для него жизнь. И если его чрезмерно опекали разными способами, ему будет непросто в школе, где много сложных жизненных ситуаций.
Адекватный тип родительско-детских отношений
Социализированность — подготовленность к общению, понимание своих целей и желаний — свойственна ребенку из семьи именно с таким стилем воспитания. Члены семьи принимают и любят друг друга. Занятость на работе сочетается с увлечениями в разных формах: это любительский спорт, музыка, шахматы, кулинария, марки — да все что угодно! Но родители не говорят: «Я даю тебе пример — учись!» Их заинтересованность в развитии ребенка проявляется естественно, в совместных занятиях с ним спортом, искусством, хозяйством. Доминирующие чувства в общении «родитель-ребенок» — уважение.
Гипоопекаемый тип родительско-детских отношений
1. Вынужденная гипоопекаемость ребенка — вынужденная недостаточность внимания. Одна из причин таких отношений в семье — социальные сложности: слишком молодой возраст родителей, занятость на работе, жилищные проблемы, одинокое родительство. Ну а когда в семье случается достаточная сумма денег или выпадает праздник, родители исполняют все прихоти ребенка, делают подарки, хотят таким образом проявить свою любовь. Дети учатся привлекать к себе внимание любыми способами, манипулировать родителями, заодно у них развивается уверенность в том, что «если я захочу, родители все сделают». Когда ребенок вырастет, у него скорее всего не будет адекватного «
2. Обычная гипоопекаемость с эмоциональным отвержением. У родителей нет времени и желания заниматься ребенком. Крайняя форма проявления гипоопеки с эмоциональным отвержением — отсутствие всякого ухода за детьми. Такое встречается в алкогольных семьях. У ребенка не сформировано понимание социальных норм и правил социальной жизни. Когда он станет первоклассником, ему будет очень непросто адаптироваться.
Такой стиль воспитания встречается не только в асоциальных семьях, но и во внешне благополучных. Семьи материально обеспечены, но родители игнорируют детей. А ведь навыки к эмоциональному отклику формируются с момента рождения, в раннем детстве. По опыту моей работы речевые навыки, интеллектуальная сфера, мышление будут формироваться гораздо сложнее и опаздывать по возрасту, если ребенку не хватает эмоционального тепла.
3. Доминирующая гипоопекаемость с эмоциональным отвержением. Детей в таких семьях можно условно сравнить с некоторыми сказочными героями: мальчик-
Как правило, у травмированного первоклассника педагог обращает внимание на зажатость, закрытость его поведения в школе и просит проконсультировать родителей. В семьях с доминирующей гипоопекой встречаются случаи не только физического, но и психического (эмоционального) насилия. Как это проявляется? Оскорблениями, унижением ребенка. Его пугают: например, запирают в темной комнате, зная, что ребенок этого боится. Предъявление к девочке или мальчику требований, не соответствующих возрасту и возможностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, социальная изоляция. Все это ведет к тому, что дети нередко или с трудом адаптируются к новым условиям или уходят в мир фантазий. Или даже в наркотическое «успокоение»: клей, табак, алкоголь. Бродяжничество. Другой уход от перечисленных жизненных ситуаций — суицидальные мысли, намерения и действия. В собственном воображении школьник не представляет свою реальную смерть, она кажется ему неким игровым событием: «Выпью лекарства побольше, усну, а потом проснусь. Вот я их напугаю, накажу, чтоб не только я страдал, но и они тоже».
…Драматизм в том, что абсолютное большинство родителей хотят только хорошего для своих детей. Но часто оказываются в плену своих представлений и не могут изменить стиль воспитания. Ситуация, когда ребенок становится школьником, очень хороший период, чтобы понаблюдать и проанализировать: все ли меня устраивает в моем собственном поведении и в поведении моего ребенка? Если вы обладаете таким позитивным психологическим качеством, как готовность к изменениям, то имеет смысл начать их. А может быть, все в порядке и ваш стиль воспитания можно отнести к адекватному типу отношений и взаимодействий с ребенком, который станет первоклассником.
Нечепаева Марина