Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Смотри и учись!»

Зачем мы подражаем и насколько это важно в жизни

Однажды вечером я со своими друзьями страдал ерундой – мы пытались забросить бумажный шарик в мусорное ведро, расположенное в нескольких метрах от нас.


Источник: unsplash.com

Первый из нашей компании попытался и потерпел неудачу. Попытка второго тоже не увенчалась успехом. Третий встал со своего места и сказал: «Смотри и учись», но только для того, чтобы метнуть клочок бумаги прямо в ... стену, а не в мусорное ведро.

И хотя в тот вечер мы от души повеселились, я обратил внимание на фразу «Смотри и учись», которая сама по себе очень мощная и часто потребляемая людьми в разных контекстах.

Интересно и то, что психологи провели обширные исследования на эту тему. Теория социального обучения – одно из таких исследований, которое объясняет, как люди учатся.

 
 
 
 

Теория социального обучения утверждает, что человеческое поведение усваивается путем наблюдения и подражания. Книги, курсы и тренинги действительно учат этим концепциям, но копировать то, что видим, мы начинаем еще в младенчестве.

 
 
 
 

Каждый новорожденный не способен сразу заговорить и произнести «мама».

Сначала он наблюдает как его родители странным образом шевелят губами и издают таинственные звуки (хотя эти мимические движения и голос не имеют для него никакого смысла). Но только спустя время ребенок решает начать повторять. И уже через несколько месяцев, после бесчисленных попыток издать странные звуки, он произносит свое первое слово.

 
 
 
 

Согласно теории социального обучения, наблюдение за действиями лично (или с помощью любых виртуальных источников, таких как телевизор или телефон) - не единственное средство обучения. Мозг также может имитировать действие, получая информацию в устном формате. К примеру, можно выполнять упражнения слушая словесные инструкции.

 
 
 
 

«Я наблюдаю сотни вещей каждый день. Зачем подражать им всем?» – спросите вы. И это хороший вопрос.

По сути, социальному обучению сопутствуют четыре фактора:

1. Внимание – вызывает ли это интерес?

Да, мы наблюдаем очень много вещей каждый день, но не все привлекают наше внимание. У каждого из нас разные интересы. Одни с любопытством присматриваются к танцору, в то время как другие с благоговением наблюдают за жонглирующим барменом.

Чтобы начать имитировать определенное действие, это самое действие должно вызывать интерес. Если нет, то мозг игнорирует его из-за избирательного внимания.

2. Удержание – вспомнить то, наблюдали

Само по себе наблюдение не гарантирует подражания. Мозгу необходимо зафиксировать то, что увидел или услышал его обладатель.

Например, даже если вам понравилось наблюдать, как человек собирает кубик Рубика, повторить за ним сразу вряд ли получится. С другой стороны, гораздо проще запомнить походку незнакомого человека.

3. Подражание – воспроизвести то, что увидели

Способность выполнять задание влияет на то, будем ли имитировать то, что увидели. Например, мне нравится смотреть, как футболисты забивают голы, и я могу вспомнить отдельные моменты их движений, но сам пробовать не буду, поскольку знаю, что у меня нет ни практики, ни навыков для таких повторений. Но мне также нравится наблюдаться, как харизматичные комментаторы произносят мощную речь и некоторые моменты с их выступления я смогу повторить.

4. Зачем. Насколько это нужно/интересно

Чтобы начать имитировать действие, нам нужна цель. В обратном случае, мы бы имитировали каждое действие, которое видим, подобно обезьяне из цирка.

Хотите танцевать, потому что это приносит радость? Или чтобы не опозориться, при соответствующих обстоятельствах. А, может, есть желание стать профессиональным танцором? Какова бы ни была ваша причина, без мотивирующего вас «зачем» вы вряд ли воспроизведете то, что видели.

Я вот болею за Усэйна Болта, когда он бежит со скоростью пули на дистанции 100 метров, но не вижу причин, почему сам должен бежать так же. И сделал это только в том случае, если бы за мной гнался дикий кабан. Но у меня есть веская причина копировать эффективные коммуникационные тактики, потому что они играют ключевую роль в моей жизни.

4 фактора, упомянутые выше, влияют на наши попытки овладеть каким-либо навыком. В дополнение к этому, мы запрограммированы на то, чтобы смотреть на последствия. Когда действие приводит к положительному отклику, мы продолжаем в том же духе или вкладываемся еще больше. А когда сталкиваемся с отрицательными результатами, меняем свой подход или вообще останавливаемся.

Но есть и доля критики по поводу обоснованности этой концепции. На многие наши действия влияют мысли и чувства в конкретной ситуации.

Теория социального научения не может объяснить, как усваивается каждое поведение. Например, серийный убийца учится совершать преступления совершенно в другом контексте. Многие из знаний приобретаются методом проб и ошибок, за которыми следуют улучшения на будущее. Например, чтобы стать лучником, человек без предварительного опыта или тренера может попрактиковаться в стрельбе сотнями стрел, оценить свою меткость и внести коррективы.

Теория социального обучения не учитывает влияние генов, гормонов или любых других биологических факторов, которые стимулируют или препятствуют способности личности к обучению при выполнении конкретных задач.

Итак, наблюдение может привести к подражанию, поэтому стоит внимательнее относиться к своему окружению. Окружите себя позитивной средой, которая развивает полезные навыки, и держитесь подальше от негативных компаний, поощряющее вредные привычки.

Теория социального обучения объясняет, как овладеть многими базовыми навыками, особенно, в социальной среде. Однако нельзя использовать ее для объяснения каждого отдельного действия и поведения. В игру вступают различные факторы, отличные от наблюдения и подражания.

Считайте осведомленность о теории одним из инструментов для принятия решений.

«Смотреть и учиться» в нужном месте в нужное время иногда очень полезно, так вы будете принимать более правильные решения для своего лучшего будущего.

Всеволод Ковалёв

186


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95