Многие люди считают долгие детские посиделки за компьютерными играми ранними стадии лудомании (игровой зависимости), а я считаю, что это не так. Дело в том, что ребёнок просто может быть чем-то очень сильно увлечён: мультиками, сборкой-разборкой конструктора или видеоиграми. То же самое и со взрослыми, которые предпочитают игры всему остальному досугу. Это их право. Тем не менее, некоторые шокирующие случаи убеждают: во всём важна мера.
Говоря об игромании в рамках цикла «Истина в вене», я сделал вывод, что игромания — психологическая зависимость, которая гораздо страшнее лёгких наркотиков. Но относится ли это к компьютерным играм?
Один из самых известных компьютерных журналов про игры, который перестал выходить в бумажном виде с нынешнего года, даже иронично носил название этой зависимости — «Игромания», тем самым показывая, что ничего страшного в увлечении играми нет. Поэтому дети, которые вместо уроков готовы часами играть, пока родителей нет дома, и взрослые, которые предпочтут двум часам сна несколько «каток», — это не зависимые люди, а те, кто думает в первую очередь о собственном развлечении.
Худшее, что может пройти с людьми в таком случае, — они станут похожи на персонажей из «Южного Парка», которые в эпизоде «Make Love, Not Warcraft» наглядно показали, что происходит, если родители никак не реагируют на многочасовые посиделки за играми, да ещё и в компании друзей.
Случаев, когда любовь к компьютерным играм перерастает в настоящую зависимость, не так много. Как правило, если человек не может самостоятельно оторваться от игры из-за психической привязанности, он перестаёт заботиться о питании, здоровом сне и подвижности. Чтобы войти в это состояние, нужен такой вид игр, в которых есть результат, достижения, рейтинги или соревнования с другими игроками. Под все эти критерии лучше всего подходят MMO — игры в формате онлайн, которые так или иначе подразумевают взаимодействие с другими «живыми» игроками.
Следствием подлинной видеоигровой зависимости (помним: это единичные случаи!) может стать летальный исход.
Смерть может наступить быстро, как в случае с тайваньцем, который трое суток играл в шутер в интернет-кафе.
Некоторым людям достаточно в не совсем здоровом состоянии просидеть за компьютером большую часть дня, после чего они «закашляются» и умрут, сползая со стула. Такая смерть постигла китайского геймера Ву Тая. Ему было всего 24 года.
Если даже 19 часов достаточно для того, чтобы человек не выдержал, что говорить о детях? В апреле 2014 года житель Южной Кореи отправился в компьютерный клуб, где провёл несколько дней. С ним ничего не произошло, а вот его двухлетний ребёнок скончался дома от голода. Этот случай вызвал рассмотрение законопроекта о регулировании игр.
Иногда зависимость от игры может продолжаться на протяжении долгого времени. Как с подростком из Башкирии, который в 2015 году умер от того, что играл целых 22 дня, прерываясь только на кратковременный сон и еду быстрого приготовления.
В отличие от игромании в классическом её понимании, в компьютерных играх человек не тратит всё до последней копейки (если, конечно, игра не требует доната — покупки каких-то атрибутов за реальные деньги). Наоборот, башкирский подросток никуда не выходил, ел дешёвую еду. Но какой стресс для здоровья, если каждый день только и делаешь, что сидишь за компьютером, а организм не получает витаминов и микроэлементов!
Однако есть случаи, когда зависимость от компьютерных игр всё же ударяла по кошельку. Чаще всего — кошельку другого человека. Помимо уже упомянутых донатов, ради которых школьники готовы экономить на завтраках и воровать у родителей, деньги нужны были тем, кто проводил свободное время в компьютерных клубах. Сейчас их осталось не так много, а раньше, чтобы провести лишние часы в клубе, дети были готовы даже убивать. В мае 2002 года два днепропетровских подростка зашли в гости к знакомому лишь для того, чтобы убить его и забрать деньги и драгоценности. Уже после задержания они признались, что совершили преступление ради оплаты времени пребывания в компьютерном клубе.
Когда новости о людях, погибших от видеоигровой зависимости, попадают в СМИ, все пытаются найти виновного, подать информацию так, что опасная игра «заставляла» человека играть в него. Это, конечно, не верно. И доказательство тому — миллионы игроков по всему миру, которые своё увлечение не закончили подобным образом. Виноват сам человек, который решил пожертвовать всем ради игры, и обстоятельства, в которых он находился. В случае с подростком из Башкирии таким обстоятельством была его сломанная и загипсованная нога.
Роман Морозов