Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Смутное время оказалось живеньким

Для Мединского возвели «Стену»

Спектакль «Стена», поставленный по роману министра культуры РФ Владимира Мединского, эпохально завершил День России. Производитель сего исторического полотна — Приморский академический краевой драматический театр имени Горького. Как в Приморье прочли труд господина министра и адаптировали его к сцене (играли в Театре Российской армии), наблюдал наш обозреватель.

Спектакль «Стена» по роману Мединского открыл мужчина в камуфляже

Министр культуры сам на спектакль не пришел, хотя дама очень ответственного вида на мой вопрос: «Будет ли сам автор, Владимир Ростиславович Мединский?» — утвердительно ответила: «Ждем» и встала у дверей. Однако министр наш — человек скромный, подумала я при виде не очень-то заполненного после третьего звонка зала: он не стал использовать административный ресурс, чтобы организовать массовку из подведомственных ему работников. Поэтому всем явившимся на «Стену» с пригласительными капельдинеры Театра Армии простодушно предлагали занимать свободные места и, пока не начались исторические хроники в двух действиях (так обозначено в программке), лишний раз полюбоваться на занавес, богато и мастеровито расшитый изображениями царей Земли Русской.

Но вот перед занавесом появились бояре (судя по костюмам, высоким шапкам и осанкам), поклонились в пояс фигурам на занавесе, и тот, наконец, открылся, неожиданно обнаружив за собой современную жизнь в лице большой группы молодежи, сидевшей у высокой стены. Они внимали седому мужчине в камуфляже, в какой обычно бывают одеты охранники парковок или малозначительных учреждений. Мужчина в камуфляже повествовал о том, что, несмотря на все невзгоды и лишения Смутного времени, смоленский народ возвел вокруг города стену, какой не было прежде ни в России, ни в Европе.

— Продолжительность стен — семь километров. Семь (!!!) километров! Высота до 20 метров — это высота 9-этажного дома. Борис Годунов называл смоленские стены «ожерельем всея Руси».

«Интересный ход в сегодняшний день, — подумала я. — Будет игра в реконструкцию Смутного времени». Однако молодежь, заявленная в первой картине, за два с лишним часа действия так и не появилась, впрочем, как и мужчина в камуфляже. По воле постановщика Ефима Звеняцкого неопределенной группе молодежи, по всей видимости, нечего было делать в начале XVII века, которому посвятил свой труд Владимир Мединский.

Надо сказать, что жизнь «Стены» в театре и кино началась вскоре после выхода романа в свет. Первая постановка состоялась в Смоленском драмтеатре, что объяснимо, а на ТВ известный режиссер Дмитрий Месхиев сделал трехчасовую экранизацию, правда, критики расценили ее как «затянутый, вялый, скучный, с неестественной игрой актеров фильм». Про постановку драмы из Приморья этого не скажешь. Но можно сказать другое.

Смутное время оказалось таким живеньким, ритмично хорошо организованным, с динамичной сменой сцен, на скорости иногда врезающихся одна в другую, несмотря на их массовость. И это далекое Смутное время представлено чуть ли не всем численным составом драмы из Приморского края. Развернуто поистине эпическое полотно с русскими хорами, польскими танцами и элементами французского варьете. Боями рукопашными, с боевым оружием, эротическими сценами, а также предательством, злодейскими убийствами и пожарами с голодом. Последнее, правда, не натурально, а в проекции и на экране.

Для усиления качества художественной правды историко-патриотического произведения были призваны московские специалисты — сценограф (Владимир Колтунов), художник по костюмам (Андрей Климов), художник по свету (Сергей Скорнецкий), музрук (Вячеслав Стародубцев). За сцендвижения также отвечал москвич Алексей Потапов, а за хор — Тамара Данцигер-Дельсаль. Но столичной группе поддержки все же не удалось укрепить «Стену», на что, возможно, рассчитывал режиссер.

Случилось это по нескольким причинам: во-первых, роман, больше подходящий для экрана, чем для сцены, в инсценировке выглядел плоско, как в советских учебниках истории. Во-вторых, выяснилось, что детективно-приключенческая линия так же сочетается с патриотической, как девочки из мюзик-холла с торжественным заседанием какой-нибудь политической партии. Например, КПСС. И девочки хороши в юбках с воланами, и партия вроде по делу заседает, а вместе у них противоестественное совмещение выходит.

И главная причина — заявка на историческую правду полотна не поддержана правдой исполнительской: костюмы как бы исторические и не лучшие, игра как бы по правде, но почему то не верится ни словам про Родину, ни чувствам про любовь. Только один раз зал включится и дружно захлопает на фразу: «Логика исчезает, как только пересечешь границу России». Впрочем, старания артистов из Приморья, одолевших «Стену» важного автора, московская публика не обидела аплодисментами.

446


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95