Услышав, что ребенок одинок, родители сразу ищут способы, как это исправить. Однако психотерапевты советуют не спешить кидаться на помощь. Прежде всего ребенку необходимо знать, что вы признаете реальность его переживаний.
Сын или дочь приходят домой в слезах: «Со мной никто не хочет дружить…» Ваше сердце сжимается от жалости. Возможно, в этот момент вы вспоминаете, что и у вас в начальной школе не было друзей, да и теперь вам не всегда просто общаться с другими.
Появляется страх, что ребенок повторяет вашу судьбу. Хочется защитить его чувства, оградить от негативных переживаний. И в ответ вы говорите: «Все пройдет, не расстраивайся», «Тебе это только кажется, дорогой. Тут не из-за чего переживать». Или так: «Не хотят — и не надо. Зато у тебя есть папа, мама, бабушка и брат».
Нам кажется, что подобные фразы успокаивают детей, но на самом деле они слышат совсем другое: «Не верь себе: у тебя нет причин расстраиваться (то есть чувствовать то, что ты чувствуешь на самом деле)». Чаще всего после таких «утешений» ребенок продолжает жаловаться либо, наоборот, замыкается в себе. Как же поступить в такой ситуации?
Многим родителям трудно признавать негативные переживания своего ребенка: они ранят, и мы словно защищаемся от них
Спросите себя, что испытывает сейчас ребенок: горечь, обиду, боль? Скажите ему об этом — лучше всего в безличной форме: «Это больно и обидно, когда с тобой не хотят дружить».
Многим родителям трудно признавать негативные переживания своего ребенка: они ранят, и мы словно защищаемся от них. Но постарайтесь, и результат вас удивит.
Прежде всего такое признание для ребенка означает то, что он может доверять своим ощущениям, а в конечном счете — самому себе. Он будет знать, что в жизни есть вещи, из-за которых действительно стоит переживать. И что у него есть друг — по крайней мере один, который его понимает. Ему будет легче рассказать вам о том, что произошло на самом деле.
Узнав детали, не нужно спешить вмешиваться в ситуацию. Дружеские отношения детей — тонкая материя. После доверительного разговора ребенок скорее всего сможет сделать выводы сам — и принять решение.
Активные действия взрослого необходимы лишь в острой конфликтной ситуации, например когда коллектив не принимает ребенка, у которого есть явные физические недостатки. В этом случае необходимо найти для него другое окружение: школу, студию — словом, место, где дети живут в особой атмосфере — сотрудничества, общего дела, интереса друг к другу.
Маргарита Жамкочьян психотерапевт