Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Сорок суток шагать…

Цикл "Городская газета" Часть 4.

Нужны ли командировки журналисту в эпоху цифровизации?

Представим, что на дворе 80-е. В Москве с упоением вспоминают Олимпийского мишку, Леонид Ильич Брежнев доживает свой век, а в Афганистан уходят советские эшелоны.

В сёлах бескрайнего Советского Союза всё идёт своим чередом: трудовые соревнования, битва за урожай, дни поля... Районные газеты освещают все события чётко и по факту, страницы малотиражек изобилуют таблицами по полученным пудам хлеба и сводками по надоям. Здесь же и фотографии передовиков производства. Если журналисту того времени вы бы сказали: «Напиши статейку, не выезжая на поле, фотоснимок нам пришлют», он бы задал резонный вопрос: «Как почта успеет доставить нам фотокарточку? У нас завтра выход!». Это через четверть века мы впервые услышали об электронной почте, а в то время и подумать не могли, что фотку можно отправлять онлайн.

Советскому журналисту ничего не оставалось делать, как собирать нехитрый скарб и отправляться в путь. Хорошо, если в редакции был свой УАЗик или грузовичок. Если нет — приходилось выходить на трассу и голосовать. В обратный путь председатель колхоза мог вас отправить на машине до редакции, но не всегда.

Как в известной военной песне, с «лейкой» и блокнотом газетчик шёл в бой, на посевную или уборочную, чтобы расспросить героев труда об их достижениях и сфотографировать на фоне комбайна. Городские газеты о сельском хозяйстве тоже писали, но меньше. На них была возложена другая, не менее важная задача, — освещать ход индустриализации страны. Неудивительно, что на передовицах часто оказывались заводчане с гаечными ключами в руках и гагаринскими улыбками на лицах.

...2025 год, редакция среднестатистической городской газеты.

На улице то мороз, то дождь, то жара — подходящей погоды для командировок нет, лучше уж поискать информацию в пару кликов в Интернете, попивая кофеёк в уютном кабинете. Да и прежде чем ехать, надо же созвониться, установить контакт, договориться.

Фермеры, в отличие от председателей колхозов, не так охотно соглашаются, чтобы к ним приезжали... А может, ну их, эти командировки? В конце концов, можно, не выезжая из города, найти тему. Отправиться, например, на завод, чтобы сфотографировать востребованного нынче слесаря КИПиА.

Тоже не вариант. На заводы путь закрыт, писать про них можно только на коммерческой основе, то есть за деньги. А крупное предприятие в рекламе особо-то и не нуждается. Вот вам и ответ на вопрос, почему на страницах газет сейчас так мало людей рабочих профессий.

Так что же, командировки нынче вообще никому не интересны? Интерес есть прежде всего у фотографов. Журналист может собрать информацию, просто позвонив кому надо, написать «застольный» материал и получить гонорар. А вот фотокорреспондент на расстоянии кадр не сделает. Если он целый день просидит в офисе, то потеряет в зарплате. В пример можно привести и съёмочные группы телеканалов. В отличие от газет, выпуски новостей выходят по несколько раз в день, надо чем-то заполнять эфир, без «стендапов» ну никак не обойтись, вот и ездят тележурналисты в командировки.

Вернёмся всё же к газетчикам.

Командировка — ещё не гарантия того, что материал появится в газете, и все получат честно заработанное. Как-то в нашу редакцию пришло письмо от пенсионерки из далёкого района. Она слёзно просила встать на её сторону в борьбе с соседом, который организовал химическую лабораторию у себя дома и целыми днями коптит небо. «Дышать просто нечем, а переехать куда-либо на старости лет я не могу. Мы с мужем уже устали ругаться с соседом. Обращения во все возможные инстанции тоже не дали результата», — писала старушка. Читал её письмо, и мне представлялись огромные трубы, из которых валит чёрный дым — и весь этот концлагерь в обычном огороде, посреди грядок. Как журналист, специализирующийся на правовой тематике, начал шерстить Интернет в поисках судебной практики по статьям УК за подобные экологические преступления. Думал, как помочь несчастным.

Приехали, постучали в дом к пенсионерке. Никакого запаха не почувствовали. Посидели час, два — тщетно. Хотя женщина на полном серьёзе уверяла, что уже начало «пахнуть». Её супруг тоже ощущал запах, ну или просто делал вид. Пошли к соседу. Поначалу разговаривать с нами он не захотел, но потом его прорвало. «Какой металл? Какая резина? Ничем таким я не занимаюсь, труба у меня одна — печная», — сокрушался мужчина. Приехали из командировки ни с чем, писать нечего. Только день потеряли.

И всё же ездить журналисту надо, хотя бы для расширения собственного кругозора. Как-то недавно коллеги нелестно отзывались про редактора одного сетевого издания, который на основе своих представлений делал выводы о «депрессивности» некоторых районов, в то время как в этих муниципалитетах недавно открылись крупные месторождения. Вот что значит — не съездил, не увидел, но написал. «Хайпанул», конечно, от души, просмотров сайту добавил, но скольких читателей ввёл в заблуждение.

Так что хочешь быть настоящим журналистом — бери диктофон, камеру, и в путь!

 

Антон Пичурин

Фото: Валерий Гуньков, Faizal Ade on Unsplash

Подпишитесь на наш telegram-канал

279


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95