«Современник» простился со своим художественным руководителем, со своей мамой и вообще всем — Галиной Борисовной Волчек. Один из последних декабрьских дней, с редким снежком, стал последним днем ее пребывания на этой земле. Как российская столица провожала в последний путь эту великую женщину — в репортаже «МК».
Прощание с народной артисткой СССР началось еще в субботу вечером — на отпевании в храме на Софийской набережной. Гроб с телом простоял ночь в храме, а утром отправился в ее родной дом на Чистые пруды.
За час до официального открытия «Современника» вся труппа собралась на сцене, сидят у гроба. Над ним бегут кадры жизни Волчек, которая является синонимом слова «театр». Театр — это ее жизнь. Не жертва, не подвиг, а просто жизнь. Большая, сложная, яркая, с победами и потерями.
Первой тишину нарушает актриса Елена Милиоти, она начинала вместе с Волчек «Современник». Это был крик души у гроба, обращенный ко всем. И больше никто не говорит. Царит тяжелое молчание.
Тем временем у официального входа начинают собираться люди. Большая часть Чистопрудного бульвара оцеплена. Людей пропускают через рамки металлоискателей. В театр пока пройти невозможно.
У дверей стоит семья иностранцев. Это старая знакомая Галины Волчек из Норвегии, Эмми Слеттер. Она прилетела на каникулы к сыну и внукам, а попала на похороны подруги. «Мы познакомились более 40 лет назад, когда я приехала сюда стажироваться в МГУ. Меня очень интересовал театр. Особенно «Таганка» и «Современник». Галина была прекрасным человеком. И я ее очень любила», — вспоминает Слеттер.
Людей начинают запускать небольшими группами через две стеклянные двери у центрального входа. Тут же к дверям подходит молодой человек с охапкой цветов. Тоже иностранец. «Я приехал на новогодние праздники к русским друзьям, актерам, — рассказывает Анри Буже, студент французского Института театрального искусства. — Они мне рассказали про вашу трагедию, а потом всю ночь показывали ее фильмы, отрывки из спектаклей. Я понял, почему русские ее так боготворят. Она — великая русская женщина. Статная, красивая, талантливая».
К этому моменту за кулисами появляется струнный оркестр Спивакова и занимает свое место на сцене. В фойе перед новогодними праздниками нарядили елку. Сегодня она накрыта черной вуалью. В зрительном зале на огромном экране архивные фотографии сменяют видеокадры с репетиций, где Галина Волчек — живая, яростная, красивая.
Зал быстро заполняется людьми. Ближе к сцене — деятели культуры, актеры. Дальше — поклонники творчества Волчек. Капельдинеры строго определяют вошедших на ближайшие места. Хотя это не помогает. Всего через несколько минут не остается ни одного свободного кресла. Люди стоят в проходах, на балконах, у сцены. Она утопает в цветах. Любой может подняться к гробу и проститься с Галиной Волчек.
Серей Гармаш открывает траурную церемонию. Первой слово берет заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.
— Галина Волчек умела вести за собой в искусстве. Она обладала исключительной гражданской и творческой позицией. Сложно представить «Современник» без нее. Но без Волчек он и не будет существовать, потому что она есть в каждом артисте, в каждой театральной работе.
Актеры пока не решаются подходить к микрофону. Молча кладут цветы, обнимают сына Волчек Дениса Евстигнеева, его жену Екатерину и уходят за кулисы. Там Александр Олешко рассказывает «МК», что Галина Борисовна перевернула и его жизнь, позволила в первый же театральный год играть с профессиональными артистами на сцене.
Неотлучно на сцене присутствует ближайший друг семьи Михаил Куснерович. Его Галина Борисовна называла вторым сыном, и он принял деятельное участие в организации церемонии прощания.
После 15-минутного молчания на сцену поднимается ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий:
— У моего друга умерла мама. Я так завидовал, когда он говорил: «Я поехал к маме». В какой-то степени родители наших друзей заменяют родителей тем, у кого они ушли раньше. Я вас очень люблю. Школа-студия гордится вами. Другие слова не лезут. Это близкое, семейное горе. Простите и прощайте.
Следом его речь подхватывает Александра Захарова, потерявшая отца всего 3 месяца назад:
— Удивительным образом переплетены судьбы моего отца и Галины Борисовны Волчек. Они родились в один год, в один день их утверждали в горкоме партии на посты худруков. И ушли они в один год. В Год театра.
Последнее «прости» приходят сказать не только актеры, но и политики — Сергей Лавров, Александр Кибовский, Евгений Герасимов, Михаил Швыдкой, спортсмены, близко дружившие с Волчек, — хоккеист Владислав Третьяк и тренер Татьяна Тарасова. «Я даже не знаю, за что она меня любила. Что бы плохого у меня ни случалось, я сразу бежала к ней. Мне очень повезло, что я разделяла с ней все и всегда соглашалась. Спасибо тебе, Галя, за мою лично жизнь, за жизнь каждого из нас», — сквозь слезы говорит Тарасова.
На сцене появляется Максим Галкин:
— Мы много лет дружили, но я никогда ее не видел отчаявшейся и грустной. Сегодня Кристина здесь, Филипп, брат мой. Здесь должна быть Алла Борисовна. Но у нее сильно поднялось давление. Она не может физически здесь находиться. Спасибо, что были бабушкой для наших детей.
Три часа люди беспрерывно возлагают цветы к гробу. Сергей Гармаш объявляет окончание церемонии и приглашает желающих проехать на Новодевичье кладбище. «Ушла великолепная семерка: Ефремов, Волчек, Толмачева, Сергачев, Евстигнеев, Кваша, Табаков. Теперь они все встретятся наверху», — заканчивает он. Какое-то время зал молчит, а потом встает и долго аплодирует. Гроб выносят из зала под звуки марша. Следом идут актеры. Многие не сдерживают слез. Галина Волчек будет похоронена рядом с Марком Захаровым. Парадоксальна жизнь в своем выборе: Волчек и Захарова назначили худруками в один день много лет назад — и теперь они будут рядом.
На Новодевичьем кладбище вся аллея в венках с лентами — «Галине Борисовне от…». Могила изнутри по периметру выстелена черной, туго натянутой тканью. До самой глубины. Туда нежно, беззвучно на специальном подъемнике опускают закрытый гроб. И только слышны удары земли, которую бросают на гроб этой самой масштабной и мудрой, безмерно волевой и нежной Галины Волчек.
Речи, слова, слезы, венки с лентами, огромные букеты и скромные, на последние деньги купленные, букетики... Но приходит и накрывает всех осознание того, что как прежде не будет. Никогда! И никто, как она, не решит проблем, не прикроет, не спасет. Что будет? Как жить будет театр? Что дальше? Холодная, неуютная тишина...
Иветта Невинная, Марина Райкина