В самом сердце юго-западной Нигерии, где солнце танцует на холмистой местности, а культура так же изобильна, как земля, существует вневременная форма искусства, которая сплетает воедино историю, традиции и творчество. Адире, окрашенная в индиго ткань, которую создают искусные женщины народа йоруба, — это больше, чем просто материал; это гобелен воспоминаний. Адире отражает связь с наследием и свидетельствует о сложной взаимосвязи искусства, экономики и общества.
Мой первый детский опыт создания адире произошёл в баптистской школе Айпате. Он запечатлел в моём сердце эмоции цвета индиго и навеки связал меня яркими нитями с моей культурной идентичностью.
Adire Market Week, 2022 год
Путешествие в мир индиго
Путь производства адире начинается как простое занятие в классе, как способ вовлечь молодые умы (и руки) в сохранение заветной традиции. Я и не подозревал, что этот опыт превратится в волнующую душу связь с многовековой формой искусства. Я хорошо помню своё первое знакомство с экстрактом растения индиго, хранившего истории прошлого в своих темно-синих листьях. Терпеливое руководство учителя и предвкушение создания чего-то своими руками придали процессу азарта и любопытства.
Отпечатки творчества
По мере того, как воплощались мечты цвета индиго, классная комната превращалась в царство творчества. Мы изучили различные техники окрашивания, открыли для себя волшебство завязывания, складывания и сшивания ткани, чтобы выявить замысловатые узоры после того, как краска вступит в силу. Чувство удивления, которое сопровождало распутывание наших творений, было беспрецедентным, как будто нити истории и инноваций сплетались в наших руках. Каждый кусок ткани нёс в себе частицы наших душ. Так проявлялся творческий дух, который живёт в каждом из нас.
Цвета связи
За пределами классной комнаты процесс создания адире способствовал установлению межпоколенческих связей. Женщины народа йоруба, «факелоносцы» этого вида искусства, приветствовали нас в своем мире с распростертыми объятиями. Я помню посещение мастерских, атмосферу в которых заполнял запах индиго и ритмичные звуки смеха и разговоров. Эти женщины с руками, обветренными годами преданности искусству, поделились историями о своих предках и о значении адире в их жизни. Именно благодаря этим взаимодействиям я понял вполне экономическое и социальное значение адире.
Женщина красит хлопок
Нити традиций
Средняя баптистская школа углубила моё понимание значимости адире, так как в нашу учебную программу вошла ещё и история этого искусства. Истории о том, как адире передавался из поколения в поколение, живая связь между прошлым и настоящим — всё это зажгло в нас чувство ответственности. С каждым стежком и каждым пятном краски мы укреплялись в качестве хранителей традиций, которым доверено нести их в будущее. В стенах нашей школы, казалось, эхом отзывались голоса тех, кто был до нас, — голоса призывали чтить нашу вневременную связь.
Объятия современности
Школьные годы шли, а актуальность адире выходила за рамки традиционных границ. Нетривиальный внешний вид и яркие цвета привлекли внимание модных дизайнеров, декораторов интерьера и любителей искусства по всему миру. То, что когда-то было простым школьным уроком, превратилось в символ культурного наследия, органично сочетающегося с современными тенденциями моды и дизайна. Эмоциональная связь, которую я чувствовал с адире, дополнилась чувством гордости за то, что моя культурная самобытность отмечена на международном уровне.
Сшивание прошлого с настоящим
В запутанных узорах адире я нашёл зеркало, отражающее моё детство и душу народа йоруба. Ткань цвета индиго стала больше, чем просто материалом — она стала воплощением воспоминаний, эмоций и глубокого чувства сопричастности. Путешествие адире во времени отражает путь моего собственного личностного роста — от любопытного ребенка, окунающего ткань в индиго, до личности, вплетённой в замысловатый гобелен культурного наследия нации.
Индиго-мечты моего детства превратились в гобелен, где переплелись культура, хозяйственная значимость и творческая страсть. Адире продолжает процветать не только как текстильный промысел, но и как свидетельство непреклонного духа народа йоруба — его способности адаптироваться, сохраняя при этом традиционные основы. Подобно тому, как методы окрашивания сопротивляются краске, так и народ йоруба сопротивляется течению времени, продолжая развивать искусство, которое объединяет поколения и культуры в общем признании красоты и святости искусства.
Мутиу Ийанда
Перевёл Талгат Иркагалиев