Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Средства массового воздействия. Две стороны одной медали

Средства массового воздействия (СМВ) — это огромные пласты массовой и элитарной культуры, которые влияют на личностные установки (оценку тех или иных социальных процессов) и оказывают огромное воздействие на сознание. Кинофильмы, телесериалы, музыкальные композиции, видеоигры, Интернет, развлекательные шоу, эстрадные номера и т.д. в состоянии как акцентировать наше внимание на определенной проблеме, так и отвлечь от нее.

Даже средства массовой информации (СМИ) не в состоянии добиться равного эффекта. Мы воспринимаем новости на уровне сознания: что и где произошло, кому это выгодно, как это повлияет на нашу жизнь, и пытаемся делать из этого выводы. А во время чтения интересной книги или просмотра нового блокбастера мы отдыхаем, и наше сознание отдыхает вместе с нами. Уменьшается логическая составляющая осмысления полученной информации и наоборот усиливается эмоциональная составляющая; подсознание впитывает информацию, как губка. Вот почему единожды прочитанный интересный роман нам запоминается лучше, чем заучиваемая научная литература.

Плюс ко всему СМВ информация подается в таком виде, что практически не нужно размышлять, что есть хорошо, а что плохо, кто хороший герой, а кто плохой. И если режиссер захочет представить Александра Македонского, как нежного душой гомосексуалиста, то поверьте, отныне большинство будет думать о нем именно так. И никакие доводы не убедят в обратном.

Средства массового воздействия потому так и называются, что оказывают глубокое психоэмоциональное воздействие на огромные массы. Мы переживаем за героя художественного фильма, испытываем внутренний подъем, слушая любимую композицию, делимся друг с другом впечатлениями о новомодной передаче. Прибавьте к этому скандалы, интриги, спецрасследования и прочие способы увлечь миллионы человек событиями из мира массовой культуры. Все мы варимся в огромном котле, в информационном супе, приправленном сплетнями о жизни «звезд».

Может быть, это и к лучшему. Мы не зацикливаемся на тяжести жизни, на ценах, сложностях внутренней и внешней политике и т.д. Однако есть один существенный недостаток — многие проблемы так и остаются не решенными, а только спрятанными на дне информационного котла. Ничуть не уменьшается наркомания, алкоголизм, преступность. Конечно, государство тратит огромные суммы на борьбу с этими болезнями общества (строятся современные реабилитационные центры и все более ужесточаются нормы закона), однако, никаких сколько-либо значительных сдвигов не происходит. Почему?

Да потому что нет смысла бороться с последствиями, пока не устранена причина. Если нас бьют, то мы тратим силы на то, чтобы дать отпор, а не на то, чтобы замазывать синяки. И если первопричина социальных болезней — неопределенное, а то и положительное отношение к наркотикам и алкоголю, идеализированный образ преступника, как богатого и успешного человека, желание или стремление попробовать «всего один раз», то нужно бороться именно с этими причинами. Нужно менять установки людей, их отношение к общественным нормам. Не пресными разговорами и научными терминами, а точечными психоэмоциональными ударами. Как раз таки СМВ и могут быть тем камнем Давида, который может сразить кажущегося неприступным Голиафа. Но получается совсем наоборот. Давайте немного поразмышляем: «Смешное страшным быть не может».

Что толку вкладывать деньги в нарколечебницы, если в популярных молодежных передачах ведущие веселят нас шутками про наркоманов?! Ну разве может смешное быть опасным? Да нет, конечно! И мы смеемся над наркоманом из Comedy Clab, который пришел домой под утро со свернутой стодолларовой бумажкой в носу. И совершенно наплевать, что на амфетаминах «сидит» огромное количество девочек и мальчиков от 15 лет и старше. И что если раньше в старших классах мы втайне от учителей пили вино, то теперь они нюхают «фен» и «спиды» (сленговое название амфетаминов). Не верите? Спросите у любого подростка, где можно достать наркоту. Конечно, скажут, что не знают, но глаза обязательно отведут.

Мораль не позволяет надсмехаться над болезнями и увечьями, над смертью, над жестокостью, над войной. Нельзя смеяться над тем, что убивает.

«Кумир»

Яркой иллюстрацией является образ наркомана, употребляющего героин, как человека, отвергнувшего «обывательщину», избравшего собственный путь. Этот образ очень часто используют рок-культура, для них наркоман — это бунтарь, противник общепринятых ценностей, свободный дух в телесной оболочке. Многие рок звезды жестко «сидят на игле», а их фанаты стремятся во всем подражать кумирам. Желание быть с рок-идолом одним целым, помноженное на глубокий эмоциональный эффект от прослушивания музыки и текстов, пропагандирующих такой образ жизни, вызывает непреодолимое желание вкусить запретный плод.

Кумиры влияют на психику поклонников, формируя их по образу и подобию своему.

«Стереотип»

Русский человек и алкоголь — слова синонимы. «Самогонщики», «Ирония судьбы», «Особенности национальной охоты-рыбалки» и еще десятки фильмов, песен, книг в которых черным по белому ясно сказано, что русский человек — любить выпить водочки с селедочкой и черным хлебушком. Сложился четкий стереотип, и, если в компании отказываешься выпить, сразу ухмыляются: «Ты че, не русский что ли?». А потом мы видим во дворе бегающую от пьяного мужа женщину, одноклассников-алкоголиков и компании малолеток в подъезде, выпивающих «по-взрослому». А как иначе, ведь русские должны всенепременно пить!

Стереотип не признает логику, он прочно закреплен в массовых установках. «Жиган-лимон»

Этот образ возник в начале 90-х. Разгул криминала в стране совпал с расцветом сериалов и фильмов, в которых главный герой-бандит становится этаким Робином Гудом, волею судеб начав заниматься преступлениями. Это на экране они воевали друг с другом, и побеждал самый благородный. А в жизни побеждают жестокие и хитрые, такие ездят на дорогих машинах в окружении страха и охранников. Их уважают, им завидуют. Красивую жизнь не затмить даже печальным концом «бригады».

Прибавьте к этому тот поток блатной романтики, который лился в те времена из каждого второго магнитофона. Мальчики и девочки из рабочих городов были воспитаны на этих песнях, они до сих пор живут «по понятиям».

Чем больше внимания оказывается определенному образу жизни, тем больше у него находится подражателей.

Итак, СМВ могут быть опасным оружием пропаганды жизненных ценностей и формирования определенных поведенческих мотивов. Причем даже опытный глаз не всегда сможет различить интересные режиссерские ходы с манипулятивными приемами. («Рэмбо» — это захватывающий боевик или информационная победа в войне над Вьетнамом?). Но! Если СМВ меняют установки, формирует стереотипы и оказывает глубокое эмоциональное воздействие на поведение, то этим можно воспользоваться и в благих целях. Попробуем немного пофантазировать.

Представьте: ДОМ-2, несколько лет ежедневной трансляции и огромная армия поклонников. И вот на проект приходит наркоман, человек, который колется уже много лет и хочет бросить на глазах у миллионов телезрителей, дабы никто больше не повторил его ошибки. То, что они увидят в течение ближайших трех недель, навсегда отвратит их от желания когда-либо пробовать наркотики: ломки, трясущееся тело, круги под глазами и глубочайшая депрессия. Прибавьте к этому резонанс во всех СМИ и острейшие обсуждения. Зрительская аудитория телепроекта в основном подростки и молодежь, именно они составляют большую часть наркоманов. И сильнейший психологический эффект, оказанный просмотром передачи, значит гораздо больше, чем предполагаемая потеря рейтинга. Шутками и смехом ситуацию не исправить. На самом деле, наркомания — это раковая опухоль, и, если не удалить ее во время, то она убьет. С помощью кино, сериалов, песен, видеоклипов, книг, рекламы, средства Интернет, журналов и других СМВ и СМИ вполне можно сделать так, чтобы было реально стыдно, например, пить. Или ввести в массовое сознание такой посыл: «Употребление легких наркотиков — первый шаг к импотенции». Несомненно, этот слух будут опровергать, молодежь будет спорить, правда это или нет, и в любом случае «осадочек то останется». Преступникам и бандитам можно навесить ярлык «недочеловеков». Даже если это и не так, средства массового воздействия сформируют определенные установки. Созданные стереотипы вызовут определенную реакцию населения, а остальное оно сделает самостоятельно. (Конечно под чутким надзором специально обученных для этого людей).

С огромными возможностями государственного аппарата в любых областях средств воздействия отличных результатов очень просто добиться уже через три-четыре года. С помощью политтехнологий и пропаганды нужно бороться не только за места в парламенте, но и за здоровый дух нации. Сейчас государством началась активная пропаганда спорта, каждой победе придается огромное значение. С таким же успехом можно развернуть программу по борьбе с социальными болезнями. Конечно вопрос в том, нужно ли это государству. Политтехнологи бьются за рейтинги, администрация больше занята пиаром партии, СМИ идут указанным курсом, комитет создает и ловит террористов. Может профессионалы сделают невозможное?

P.S. Противники манипуляции сознанием выступают против использования СМВ и СМИ в любых целях. Я же считаю, что цель должна быть. Слишком сильный разброс мнений и фактов превращает новости в информационную кашу. Опыт 90-х показывает, что без перста указующего «свобода слова» превращается в «анархию слова», которая приводит к анархии в обществе. Допускать такого нельзя. Но вот выбрать цели, которые бы устраивали и власть и народ, и богатых и бедных, и защитников и противников — мудро. А величие государства зависит от мудрости его правителей.

Источник: http://psyfactor.org

1442


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95