Я очень люблю один город, и об этом знают все мои друзья. Этот город — Санкт-Петербург. Питер — потрясающее место, место, в котором хочется творить, место, в котором хочется жить, место, в которое невозможно не влюбиться. Но сейчас речь не об этом. Каждая поездка в северную столицу — это новые мысли, новые впечатления, новые темы, словом, кусочек иной, немосковской жизни. И последняя тема особенно интересна в качестве послесловия к первомайским праздникам, демонстрациям и митингам.
Проходя недавно по центру Санкт-Петербурга, я зашла в пончиковую — это там, где подают потрясающие пончики, обспыпанные сахарной пудрой, так и тающие во рту. Стены, выложенные практичным кафелем, зеленые и оранжевые пластмассовые стаканчики с нарезанной вместо салфеток бумагой, дешевый кофе с молоком — вкуса развитого социализма, пончики, необыкновенные только от того, что они горячие, дешевые даже по питерским меркам цены… Все это отдавало
Если нас потянуло на ностальгию, то почему бы на этом не получить прибыль? И мелкий бизнес, и крупные компании — все прекрасно понимают, на чем можно приумножить капитал. Кафе под названием СССР, бар с пати-вечеринкой под названием «Ленин жив», дизайнер-модельер, запатентовавший герб Советского Союза, книжный магазин на Арбате, торгующий перед первомаем красными флагами — все это события одного порядка. Если эксплуатация образа позволяет заработать, то почему бы и нет? Вопрос только в другом. Как долго будет актуальна эта тематика? Сколько поколений готово будет покупать футболки, украшенные советской символикой? Только ли поколение
Дизайн как и все остальное продается хорошо только до тех пор, пока он моден. Станет ли наш дизайн более модным, если мы, к примеру, будем тоже использовать советскую символику по полной программе? Или наоборот, советская символика будет актуальной до тех пор, пока мы будем ее использовать в дизайне? И вообще, красный цвет популярен в рекламе только потому, что в его оттенках выполнена реклама Альфа банка или потому, что рынку интересно все, вызывающее ассоциации с социализмом?
Как человек, профессионально занимающийся дизайном, я взглянула сегодня на первомайскую демонстрацию немного иначе, чем все вокруг. Для тех, кто пришел на нее — это в большей степени демонстрация солидарности, протест и все, что с этим связано. Для милиции, охранявшей центр Москвы — работа. Для тех, кто не пришел, 1 мая — просто лишний выходной.
P.S. Я не пытаюсь дать оценки ни политической ситуации в стране, ни общему положению России в мире. Просто, как ни странно, именно сейчас, несмотря на всю модность того или иного стиля, у каждого есть возможность самовыражения. Каким бы ни был дизайн, он имеет право на существование. Востребованными будут и знамена с серпом и молотом, и кафешки в стиле СССР. Но еще более привлекательным останется простецкий стиль какого-нибудь Банка ВТБ с его растяжками на Театральной площади или Альфабанка с нулевыми процентами. Разнообразие, вот в чем прелесть…
Ваша Надежда Владимировна Фидельская.
www.nafik.ru