Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Стал известен первый участник конкурса Чайковского

...Только что завершился масштабный Всероссийский музыкальный конкурс, цель которого планомерно и неспешно собирать таланты со всей России-матушки (в каждый год — по разным специальностям). Цели благие — давать огромной стране соответствующие духу времени критерии исполнительства; премиальный фонд солидный (1-я, например, — 240 000 руб.). И теперь у нас есть победитель среди пианистов — 28-летний (теперь уже москвич) Николай Медведев. Так вот по регламенту он имеет право без предварительного прослушивания, автоматом пройти на первый тур грядущего конкурса им. Чайковского этим летом.

Стал известен первый участник конкурса Чайковского
Фото: Николай Винокуров
 

Николай хорошо известен в Москве; родился в Тюменской области, учился в Краснодарском колледже, тамошнем же Университете культуры, а потом перебрался в Москву, где продолжил образование в Академии им. Гнесиных (последний педагог — Т.Зеликман). Принимал участие в очень многих международных конкурсах, обязательно занимая одно из трех мест на пьедестале почета; был удостоен молодежной премии «Триумф». Активно гастролирует, сотрудничая с целым созвездием именитых дирижеров. Кроме того, участвует в спектакле Олега Меньшикова «1900. Легенда о пианисте». Недавно принял участие в российской премьере «Божественной комедии XXI» Дашкевича.

— Николай, поздравляю вас, вы рассчитывали взять первую?

— Ни на что особенно не рассчитывал. Рассчитывал только на себя, на свои силы, возможности. Конечно, сейчас очень рад победе — состязание все-таки высоко ценится в исполнительском мире, ведь это главное событие для музыкальной России — если говорить о стране в целом (прослушивания проходили в Якутске, Владивостоке, Казани, Новосибирске etc.). Вы знаете всю эту систему отбора по регионам, а потом уже III тур играли в Москве.

— Уровень был приличный?

— Безусловно. Ведь в регионах, слава богу, есть очень престижные консерватории, в которых были и остаются сильные педагоги. А есть педагоги — будут и сильные ученики.

— Именно этот смотр чем был для вас необычен?

— Первые два тура мы играем в один период времени, — затем перерыв в полтора-два месяца — и потом (кто прошел) играет финал. Так что обычное для прочих конкурсов гигантское психологическое напряжение было несколько размагничено. В этом принципиальное отличие (хотя и в Италии на конкурсе им. Бузони тебя в один год приглашают на прослушивание, а в другой — на финал). Силы распределяешь на два больших этапа.

— Николай, пианистов же очень много, как это ни цинично звучит, недостатка в них нет. Как вы сами ощущаете «рынок»? Как свою нишу найти?

— Нужно честно трудиться, и наступит момент, когда количество перейдет в качество. Судьба у каждого своя, предсказать тут что-либо невозможно. И случайностям здесь отведена весомая роль. Какие-то «советы начинающим» давать бессмысленно: ситуация нестабильная, расплывчатая и всегда надо рассчитывать только на себя.

— Но если работать честно, как вы говорите, — места всем хватит?

— Нет, не хватит. И в этом есть своя закономерность, нарушить которую не получится.

— А пытаться прыгнуть выше себя, выше головы?..

— Можно попытаться, но, по-моему, это дохлый номер. Пытаться понравиться больше, чем ты есть на самом деле, — нет, такие вещи не проходят.

— Но участия в конкурсах все же поднимают планку: вы, например, идете на конкурс им. Чайковского — тем более что у вас как у лауреата первой премии есть право обойти прослушивание?

— Да, я иду на этот конкурс. А что до победы на конкурсах вообще — здесь все очень индивидуально. Одни выигрывают и получают контракты, а другие не выигрывают, но бывают услышаны нужными людьми. Главное, себя не терять в любом случае.

— Вам не тяжело в 28 участвовать в конкурсах? У вас их столько уже было...

— Ну мне же не 90.

— Ну вырабатывается же какой-то свод убеждений...

— Я стараюсь какой-то жесткий свод правил для себя не вырабатывать. Ибо, как показывает практика, они очень легко разрушаются — буквально за секунду, как карточный домик. Ну и зачем каждый раз этот домик строить?

— А музыкальные пристрастия?

— Музыка — это другое, естественно. Есть ряд композиторов, которых играю с большим удовольствием, они мне ближе — Рахманинов, Равель, Прокофьев, Чайковский, Шуман.

— Вы не назвали Шопена...

— Да. Потому что играть его публично мне пока не хочется. Он еще очень внутри, и этот интимный процесс будет продолжаться без посторонних ушей.

— Удалось ли вам на конкурсе послушать тех, кто в итоге получили вторую и третьи премии?

— О да, я слышал второго призера — Олега Аккуратова...

— Знаменитого на всю Россию пианиста, тотально слепого...

— Очень профессиональный и талантливый человек, когда он выходит на сцену — никакого впечатления, что он незрячий, даже не возникает. Сидит человек, который любит свое дело, мастерски владеет инструментом, а главное, знает, что он хочет. И никакого фактора снисхождения к нему как к невидящему, конечно, нет. Олег — настоящий музыкант. Дай бог, многим зрячим играть так же.

— Интересно, как он учит ноты...

— На слух. Потому что в азбуке для слепых далеко не все ноты есть.

— А это тяжело — выучить на слух?

— Слух у каждого разный. Есть вещи, которые и я учу на слух — это легче. А Олег очень многое запоминает руками. Уверен, у него великолепная мышечная память. Поэтому столь великолепно звучит инструмент: он знает, что хочет. Ведь Олег сначала слышит, что он хочет, а потом берет звук — другой возможности у него нет.

— Как бы вы оценили в целом — здоровая ли обстановка на музыкальном фронте?

— Не считаю, что есть какие-то глобальные проблемы в музыке. Подводные камни были всегда, и наша задача — искать для себя и для зрителя решение тех или иных проблем. Конечно, ощущается нехватка больших ныне живущих композиторов — словами Рихтера: «ходишь, себе, ходишь по улице, а тут Прокофьев — бац, и «Золушку» написал». Такого сейчас нет, и это немножко досадно. Но пианистам больше повезло: для нас столько написано, что всей жизни не хватит переиграть эти шедевры...

Ян Смирницкий 

762


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95