«Римские приключения» — еще один красочный буклет из неоконченного сериала Вуди Аллена, ставшего после долгих лет манхэттенского затворничества завзятым путешественником. Он шлет нам открытки с достопримечательностями, совсем как садовый гном из «Амели», отправленный в кругосветку, чтобы расшевелить пригорюнившегося хозяина. Лондон, Барселона, Париж, Рим, следующей остановкой, по слухам, должен был стать Копенгаген, а не Мюнхен. Я бы предпочла все-таки Мюнхен, потому что город сказок Андерсена так же предсказуем с точки зрения сюжетосложения, как и все упомянутые. Впрочем, чем-чем, а сюжетами и историями Вуди Аллен еще полон.
В лучшей новелле фильма герой Алека Болдуина, богатый архитектор Джон, проектирующий торговые центры, приезжает в Рим вспомнить места, где когда-то гулял молодым. И встречает как бы себя молодого — архитектора Джека (Джесси Айзенберг), влюбившегося в подружку (Эллен Пейдж) своей же девушки (Грета Гервиг). Здесь использован прием путешествия во времени из предыдущей алленовской «Полночи в Париже». Но разыгран он изящно, такая виньетка на тему: если бы молодость знала, если бы старость могла... Недурна и комедия ошибок с участием итальянских актеров, где двое помолвленных, заплутавшись в городе, узнают, что в жизни всегда есть второй шанс. К жениху приходит шикарная проститутка (Пенелопа Крус), а невеста знакомится с кинозвездой. Но все равно пара будущих новобрачных не меняет сюжет своей жизни. Новеллу о том, как скучный чувак (Роберто Бениньи) ни с того ни с сего просыпается звездой телешоу, непредсказуемой не назовешь — много уже было в кино таких сюжетов. Однако клоунада Бениньи заслуживает похвалы, если не ждать от нее психологических открытий. Сам Вуди Аллен сыграл героя истории о театральном продюсере, которому взбрело в голову сделать звезду оперы из директора погребальной конторы. Правда, гробовщик поет только под душем. Экстравагантно, но новелла безбожно затянута. Да и Аллен на автомате включает свой коронный образ эксцентричного интеллектуала.
Сначала картина должна была называться «Декамерон в стиле боп», потом — «Нерон валяет дурака». Американские дистрибьюторы упростили английское название до открыточного посвящения «Риму — с любовью», а наши уже свели и его к зазывным «приключениям». Ужасно хочется обрушиться на них с упреками, но останавливает то, что Вуди Аллен явно с годами стал «народным режиссером» и сложности ему ни к чему. Чем дальше он от своих лучших фильмов, сделанных в жанре интеллигентского брюзжания, тем значительнее бокс-офис. То, от чего критики воротят нос, зрителям нравится. «Полночь в Париже» уже стала главным хитом в карьере режиссера — она собрала в прокате больше ста пятидесяти миллионов при бюджете в семнадцать. «Римские приключения» в Италии — около восьми миллионов евро. Летний мировой прокат может подтвердить новое для Аллена звание кассового режиссера. Что при всей критической ностальгии по брюзжанию здорово. К тому же в исполнении Аллена жанр фильма-путешествия совсем не исключает ни культурологической иронии («Матч пойнт»), ни социопсихологии («Вики Кристина Барселона»), ни исторического скепсиса («Полночь в Париже»). В Риме режиссер размышляет о том, что дает и что отнимает у человека известность.
Ирина Любарская