Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Старые новогодние открытки стали скупать по 500 рублей

А Дед Мороз впервые появился на них в 1910 году

Пора проверить антресоли, чердаки и бабушкины сундуки. Вполне возможно, что среди сохранившихся открыток, которые наши предки называли открытыми письмами, есть те, за которые коллекционеры предлагают приличные суммы. А отдельные экземпляры могут стоить целое состояние. Особенно много открыток в семьях отправляли и получали на Новый год.

Накануне Старого Нового года, который россияне традиционно отмечают в ночь с 13 на 14 января, мы решили проследить, как менялись поздравительные открытки, какие сюжеты пользовались наибольшей популярностью и какие из них на аукционах сейчас готовы оторвать с руками.

А Дед Мороз впервые появился на них в 1910 году
 

Подковы Российской империи

— Первая большая партия отечественных новогодних и рождественских открыток была выпущена в конце 1902 года, к Новому, 1903 году, — говорит заведующая отделом в Русском музее Санкт-Петербурга коллекционер Наталья Мозохина. — Архитектор-художник Федор Беренштам, который на тот момент был библиотекарем Академии художеств, нарисовал пять открыток, составляющих серию «Петербургский возница за два века». Они были приурочены к 200-летию Санкт-Петербурга и были выпущены сразу в двух вариантах: с надписью «С Новым годом!» и без поздравительной надписи.

Большое количество открыток для российского рынка печаталось за границей. Рождественские открытки с надписями на русском языке привозили в основном из Германии и Австрии. Но поздравительных открыток катастрофически не хватало.

— Покупателям не оставалось ничего другого, как приобретать открытые письма с другой тематикой и использовать их для поздравлений. Любая иллюстрированная открытка, в том числе и видовая, воспринималась как поздравительная.

Настоящий бум поздравительных открыток начался в Российской империи в 1906 году, после отменены цензуры. Появилось большое количество издательств и отдельных предпринимателей, которые привлекали к работе талантливых художников, среди которых были Александр Бенуа, Илья Репин, Николай Рерих, Константин Маковский, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Лев Бакст. Среди них проводились конкурсы, их работы показывали на выставках.

— На открытках изображали заметенные снегом деревеньки, скованные льдом реки, засыпанные снегом избы, мчащиеся тройки, зимние забавы, святки. В 1910 году уже появился Дед Мороз, хотя говорят, что его нет на дореволюционных открытках. Но наши художники его уже рисовали. (Очевидно, образ Деда Мороза взяли с Николая Чудотворца. — Авт.) Достаточно популярны были детские сюжеты. Одним из самых любимых и востребованных иллюстраторов была художница Елизавета Бем. Дети на ее открытках играли во взрослых. Открытые письма она подписывала всякими интересными поговорками.

Иностранные художники предлагали открытки с изображением ангелочков, поросят, гномов, трубочистов. Но в России они плохо продавались. Была большая потребность в отечественных сюжетах. Например, символом, приносящим удачу, считалась подкова, которую нередко изображали на новогодних открытках. Как и полная Луна, которая символизировала богатство.

— Какова была стоимость дореволюционной открытки?

— Самую дешевую — иностранную открытку или фотооткрытку — можно было купить за одну копейку. На копейку в недорогой закусочной рабочий мог питаться неделю. Но многие из рядовых рабочих были неграмотными и открытки не покупали. Они были в ходу у мещан, аристократии. Красивые, исполненные хромолитографией рельефные открытки с тиснением стоили 10–15 копеек. Как правило, они продавались сериями, на которую уходил целый рубль.

В годы Первой мировой войны у издателей появились военные поздравительные открытки. Их отправляли не только на фронт, но и своим родным и знакомым, которые не имели отношения к действующей армии.

 

«Дед Мороз пересел в космолет»

Перебирая новогодние поздравительные открытки, можно проследить всю историю страны. В советские годы они стали одним из инструментов пропаганды.

— На открытках появилось большое количество государственных символов, — говорит коллекционер Михаил Дымшиц. — Художники часто изображали Спасскую башню Кремля, куранты, развевающиеся флаги, людей труда, молодежь на катке, спортсменов, встречающих Новый год на лыжне. В годы партийных съездов на поздравительных открытках присутствовал Кремлевский дворец съездов. На заднем плане иной раз изображали стройку, чтобы все видели, что коммунизм развивается.

И достижения техники тут же перекочевывали на открытки.

— В серии «Москва будущего» на открытках фигурировали дирижабли, как стало понятно позже, эта задумка так и не была воплощена в жизнь.

В годы Великой Отечественной войны на поздравительных открытках дети опускали в почтовый ящик письма отцам на фронт. Дед Мороз вместо посоха взял в руки оружие. На открытках он автоматом, как метлой, выметал фашистов. В космическую эру добрый волшебник уже пересел в космолет, потом уютно расположился около телевизора.

— В 60-е годы Новый год на открытках частенько олицетворял мальчик в скафандре, который посылал космический привет Земле. А Дед Мороз приветствовал ракету с героями-космонавтами.

Сюжетами открыток стала мирная жизнь и достаток: уютный интерьер с новогодней елкой, искрящееся шампанское, детвора на фоне коробок с подарками.

На поздравительных открытках все чаще стали появляться сказочные герои, лесные жители, снеговики. Открытки, над которыми работали художники Каневский, Четверяков и Зарубин, печатались огромными тиражами: по 18–25 миллионов экземпляров.

Самым новогодним художником до сих пор считается Владимир Зарубин. У него была непростая судьба. В военные годы с другими подростками его угнали в Германию. Он попал в «трудовой» лагерь в Руре. После освобождения в 1945-м союзными американскими войсками попал в нашу зону оккупации, несколько лет служил в армии. После демобилизации работал на заводе и одновременно учился на курсах художников-мультипликаторов. В дальнейшем создавал героев на «Союзмультфильме», где был свой план, производство, накладные, наряды. Сын Владимира Зарубина Александр вспоминал, что в 1973 году отец получил на студии звание победителя соцсоревнования и... первый инфаркт. Потом он чаще уже работал дома. Отдушиной для него стало создание открыток. Любимому делу он отдавал все силы.  

Несмотря на добрые сюжеты, члены худсовета нередко требовали изменить некоторые детали. Например, на открытке, где ежик поздравляет ежиху, художника попросили с главного героя снять нарядные сапожки, мотивируя это тем, что еж не может носить обуви. Владимир Зарубин в результате изменил положение озябшего лесного жителя, одна нога у ежика оказалась приподнятой, а другая поставлена на мысок.

Каждая открытка Зарубина — это маленькая история. Его герои — вороны с бусами, белочки с бантами, жирафы в шарфах, медведи в валенках — полюбились многим. Общий тираж открыток Зарубина — 1 588 227 000 экземпляров! До сих пор предпринимаются попытки их подделать.

С перестройкой в стране появился интерес к восточному гороскопу, что отразилось и на новогодних открытках. В мешке у Деда Мороза вместе с подарками уже сидели то змея, то мышь. Снегурочку стали изображать верхом на быке. За елкой стала прятаться обезьяна…

Ныне новогодние открытки заменили подвижные и мерцающие «стикеры» в мессенджерах.

— Все чаще мы друг друга поздравляем в Вацапе, прикрепляя различные изображения. Это могут быть и традиционные открытки, а также различные мемы, — говорит коллекционер Михаил Дымшиц.

 

«Открытка по эскизу Маяковского ушла за 240 тысяч»

Но коллекционеры по-прежнему охотятся за старыми открытками, отдавая за редкие экземпляры немалые деньги. На стоимость влияют год издания открытки, наличие надписей и штемпелей, издательство, а также в каком она находится состоянии.  

— Ценятся открытки издательства Общины св. Евгении, авторы — Елизавета Бем, Агнесса Линдеман, Александр Бенуа, Иван Билибин, — говорит Наталья Мозохина. — В фаворе — открытки издательства Алексея Крученых, варианты живописных работ Гончаровой, Ларионова, художников-авангардистов. Стоимость этих открыток начинается от 50 тысяч рублей.

Вам очень повезет, если в архивах ваших бабушек и дедушек окажутся открытки, выполненные по эскизам Малевича или Маяковского, которые издавались небольшими тиражами. Так, на одном из аукционов открытка по эскизу Владимира Маяковского «Подходили немцы к Висле, а увидев русских — скисли» за 1914 год была продана за 240 тысяч рублей. Ранее открытка «Бандит — враг Советской власти…» ушла за 44 тысячи.

Полный комплект из 12 открыток серии «Гербы» по эскизам художника Соломко, посвященных пострадавшим в ходе Первой мировой войны регионам Франции и европейским странам, был куплен за 65 тысяч рублей. А за новогоднюю открытку начала ХХ века с механическим календарем отдали 15 тысяч рублей.

— Чрезвычайно редко встречаются две парные открытки того же Соломко, где он изобразил портреты двух генералов периода Первой мировой войны. Они могут стоить около 30 тысяч рублей. На Западе больше всего ценятся открытки Билибина по тематике «театр и балет».

 

— Какую ценность имеют открытки советского периода?

— Большой интерес к открыткам 20–30-х годов, особенно к сатирическим. Вне конкуренции, конечно, открытки художников авангарда. Также у коллекционеров ценятся фотооткрытки, которые издавались небольшими тиражами, где изображены исчезнувшие храмы, деревни. Это также большая ценность для краеведов.

За открытку 50-х годов коллекционеры могут заплатить от 500 рублей до тысячи. Те, кто собирает исключительно открытки Зарубина, за редкие экземпляры готовы отдать 5 тысяч.

— Одни собирают открытки, не прошедшие почту, а другие, наоборот, приобретают открытки с историей. Я, например, люблю, когда открытка прошла почту, чтобы была марочка, чтобы она исполнила свою функцию, была подписана. Мне удалось купить немало открыток, которые были адресованы известным людям.

По словам Натальи Мозохиной, сейчас в ходу дизайнерские открытки с использованием фотографий, плакатов 20-х годов. Но больше всего издатели сейчас переиздают именно дореволюционные открытки.

Светлана Самоделова

Источник

219


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95