Стокгольм: про пиво и зайцев
5 февраля 2006 года
Я сбегал до завтрака в супермаркет, чтобы купить себе еды на завтрак (в отеле он стоил около 7 евро), перекус на день, и чего-нибудь горячительного, потому что предстояли долгие гуляния на свежем воздухе, температура была около 10°, а у меня даже зимних ботинок не было. Да и остальные, кажется, жары особой тоже не чувствовали.
Долго я бродил среди стоек двухэтажного супермаркета в поисках алкоголя. Наконец, я нашел его. Он занимал всего лишь один стенд длиной около трех метров и состоял исключительно из пива, максимальный градус которого был 3,5! При этом треть стенда занимало пиво безалкогольное, а еще треть с градусом 2,1. Бедные шведы! Обманывать себя псевдопивом, по праздникам ходить в бар, где все есть, но все очень-очень дорого, и периодически ездить, скажем, в Таллинн на пароме, на котором есть магазин беспошлинной торговли и где можно «отдохнуть» в свое удовольствие. Я, в свою очередь, тоже потерпел неудачу дальше пришлось наслаждаться свежим воздухом в режиме «сухого закона».
Отсюда вывод: везите с собой!
Вот. Свое возмущение я высказал дальше будем двигаться быстрее. Завтрак вокзал билеты до Осло, причем оказалось, что лежачие места стоят дороже около 50 евро (сидячие 40), пришлось потратиться. Кстати, удивительно, что в Европе, причем в странах с очень высоким уровнем жизни, находятся желающие совершать ночные 9-часовые переезды, сидя в кресле. Мы уже были научены поездкой в Амстердам и знали, что ничего путного из этого не выйдет, по крайней мере, отдыха мы не получим, а в туристических поездках главное что? Правильно, новые впечатления, хорошее настроение и максимум комфорта за разумные деньги. А спать горизонтально в любом случае приятнее.
Дальше пошли гулять по городу. В свете дня его удалось рассмотреть лучше. Дома аккуратные, пятиэтажные и разноцветные, все очень по-европейски, огромное количество статуй они здесь не только на каждой площади, но и, похоже, на каждом более или менее подходящем для установки месте, обилие воды город расположен на четырнадцати островах, машин на улице много, туристов тоже (я говорю про центр города), короче все очень мило. Кстати, про машины: в Швеции очень любят, во-первых, универсалы, а во-вторых, американские машины, преимущественно полноприводные. Такого большого количества заокеанской техники нет, наверное, больше нигде в Европе.
В Гамла-Стане Старом Городе, который занимает небольшой остров в центре города, находится Королевский Дворец и Главная площадь, на которой в свою очередь находится бывшее здание Биржи, и где сейчас находится музей Нобеля и штаб-квартира Королевской Академии Наук Швеции, которая выбирает лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Остальные лауреаты выбираются в других комитетах, коих насчитывается еще три, и один из которых находится в Норвегии. В музее была временная экспозиция, посвященная Эйнштейну, а также постоянная выставка, посвященная другим лауреатам. Так как все охватить все равно не получилось бы: премии уже сто лет, под потолком ползет лента транспортера с листиками информации, и у кого есть время и интерес, тот может запросто узнать все и обо всех. Ну а семеро смелых двинулись гулять дальше. На этом острове обнаружился самый узкий переулок города, шириной около метра, и улочки пошире, где можно было свободно разойтись с толпами русских туристов, количество которых било все разумные пределы. Нет, ну ладно мы французские студенты, Европу изучаем, это понятно, но что здесь забыли все остальные, неужели в России снега зимой не хватает или мостов в Питере? Непонятно
Далее пошли искать кафе типа «МакДак», чтобы пообедать. В поисках прошли мимо здания Парламента и Национального Банка, занявшего целый остров Хельгеандсхольмен, по живописной пешеходной улочке, по площади Сергельсторг, которая является центром деловой и общественной жизни города: здесь расположен торговый комплекс, Концертный зал, а в многоэтажках по соседству банки, отели и так далее. А «МакДак» нам все-таки попался, и в нем произошла история, полностью подтверждающая теории Дарвина, Юнга и Маркса одновременно. Короче, мама Кенжи, если бы узнала, что творит ее сын после семи месяцев общения с русскими, была бы шокирована. Всем известно, что японцы очень дисциплинированная нация: они чтут традиции, они выключают воду, когда чистят зубы, и уж тем более они всегда платят за проезд в общественном транспорте. Еще не так давно, в Будапеште, у Кенжи, как мне кажется, в голове не укладывалось, как это можно ездить зайцем, хотя в официальном путеводителе черным по белому было написано: «в городе развита отличная система общественного транспорта: даже если вы не имеете билета и у вас нет времени его купить, вы можете спокойно садиться в автобус/трамвай/метро без билета; контроль на линиях _ явление редкое, а штрафы невелики». Русские это рассматривали как руководство к действию, а он не мог Это был ноябрь. А в феврале, увидев платный туалет, он говорит: «Я сейчас зайду, а потом придержу дверь, и вы тоже по очереди сходите » Мы все так и отпали. Вот так люди эволюционируют, адаптируются к коллективу и окружающему миру, воспринимают особенности других культур, такие, как любовь к халяве, особенно развитая у студентов. То ли еще будет
Солнце неумолимо катилось к закату, а музеи, те что работали по воскресеньям, закрывались в пять, на часах было уже четыре, так что я всех повел в музей архитектуры, который работал до шести, и который находился на острове Скепсхольмен, дословно «остров кораблей». Раньше здесь находилось Адмиралтейство и несколько принадлежащих ему зданий, а после переноса штаба в 60-е годы прошлого века здесь разбили парк и все здания превратили в музеи. У нас же было время лишь на один. Под одной крышей с Архитектурным был музей Современного искусства, где даже были работы Шагала, Кандинского, Пикассо и Миро, впрочем, лишь по одной-двум работам. Несмотря на мое полное невосприятие штук типа «черный холст, потыканный вилкой» и с гордым названием «авангард», музей мне понравился, потому что шведам, как всегда, не изменило чувство вкуса, ведь не зря Швеция считается законодателем мод в дизайне.
Еще одной достопримечательностью острова является парусник «Аф Чепмэн», превращенный в молодежную тур-базу.
Ой, забыл-забыл Забыл рассказать про корабли, про воду, то есть о том, что составляет одну из самых красивых особенностей города.
Итак, Стокгольм построен в том месте, где озеро Меларен впадает в Балтийское море. Четыре центральных острова запирают протоки между озером и морем, таким образом, получается, что половина города находится на морском берегу, а другая половина на озерном. Уровень озера выше уровня моря, поэтому и дамбы и шлюзы в наличии. И корабли Нельзя сказать, что они повсюду, но их много, причем в центре города находятся только пассажирские паромы и частные корабли и яхты, для грузовых же на окраине города построен современный порт, а потому они не портят своим утилитарным видом жилую часть города. Зато в центре практически с любой точки набережной видны корабли-красавцы, наполняя город морской романтикой, особенно со стороны моря, где стоят многоэтажные паромы международного сообщения, на фоне разноцветных огней домов на острове Сёдермальм. Все это ночью отражается в черной воде залива (озеро, кстати, зимой замерзает), удваивая количество огней. Панорама непередаваемо красивая.
Вернемся к нашим похождениям.
Я, как обычно, предпочел хождению по сувенирным лавкам центра города, хождение по жилым районам окраин. Для меня, например, это очень важно: узнать, как живут люди в городе, в стране, попробовать понять их менталитет и образ жизни. Не выходя из центра, это сделать невозможно. Что узнает чужеземец о России, не выходя за пределы Бульварного кольца Москвы? Что мы все живем в старых четырехэтажных домах и ездим на «Мерседесах»? Но ведь это не так! Так что без таких вылазок я считаю, что поездка превращается всего лишь в галочку в списке сделанных дел. Более того, все это можно и так узнать, не вылезая из комнаты, путем чтения соответствующих журналов и путеводителей, что будет и быстрее и легче.
Путь мой проходил вокруг острова Сёдермальм. Дома, витрины, все как обычно Достопримечательности уже давно закончились, только жилые дома, которые, не скованные рамками уважения к старому городу, могли позволить себе вырасти этажей на десять-двенадцать. Жилища на самом берегу канала Данвикс были четырех этажными, но почему-то мой взор за них зацепился. Сначала я подумал, что это маленькое и уютное кафе двухэтажные окна (первый этаж на уровне тротуара), аккуратненький столик с разложенными приборами, лесенка на второй этаж, все приветливо освещено, вон хозяйка, видимо только что подготовившаяся к завтрашним посетителям каково же было мое удивление, когда в следующем окне я увидел мужчину, смотрящего телевизор; я поднял глаза на остальные окна и поразился: на них не было занавесок. Желания подглядывать за чужой жизнью у меня нет, но поверьте, это очень странные впечатления, когда видишь дом о двенадцати этажах и о пяти или шести подъездах, выгнутый панорамой, и в котором освещены почти все окна, а шторами закрыты буквально единицы. Разумеется, я испытал некоторое смущение, но потом решил принять все как есть и просто представить себя на их месте: нормальный швед, все в порядке, мебель от «Икеи», машина «Вольво», доход, как и у всех, хороший, так что мне нечего стесняться Нет, до конца перевоплотиться у меня не получилось. Ну и ладно, зато еще я видел насыпной холм для горных лыж, закрытые и стоящие на берегу яхты длиной от трех до двадцати метров, в среднем метров восемь-десять и крошечные домики на берегу размером два на три метра. Сама же тропинка, опоясывающая остров с юга, проходила по берегу канала (уже со стороны озера), причем и с моей и с другой стороны домов или не было или они находились достаточно далеко от воды, и я живо представлял, как сюда приходят летом горожане, загорают и плавают на лодках и яхтах. (А канал тем временем перебежал здоровый заяц и, не взглянув на меня, умчался по своим делам в огороды.)
Продолжение следует