Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Стокгольм: про пиво и зайцев

5 февраля 2006 года

Стокгольм: про пиво и зайцев

5 февраля 2006 года

Я сбегал до завтрака в супермаркет, чтобы купить себе еды на завтрак (в отеле он стоил около 7 евро), перекус на день, и чего-нибудь горячительного, потому что предстояли долгие гуляния на свежем воздухе, температура была около 10°, а у меня даже зимних ботинок не было. Да и остальные, кажется, жары особой тоже не чувствовали.

Долго я бродил среди стоек двухэтажного супермаркета в поисках алкоголя. Наконец, я нашел его. Он занимал всего лишь один стенд длиной около трех метров и состоял исключительно из пива, максимальный градус которого был 3,5! При этом треть стенда занимало пиво безалкогольное, а еще треть — с градусом 2,1. Бедные шведы! Обманывать себя псевдопивом, по праздникам ходить в бар, где все есть, но все очень-очень дорого, и периодически ездить, скажем, в Таллинн на пароме, на котором есть магазин беспошлинной торговли и где можно «отдохнуть» в свое удовольствие. Я, в свою очередь, тоже потерпел неудачу — дальше пришлось наслаждаться свежим воздухом в режиме «сухого закона».

Отсюда вывод: везите с собой!

Вот. Свое возмущение я высказал — дальше будем двигаться быстрее. Завтрак — вокзал — билеты до Осло, причем оказалось, что лежачие места стоят дороже — около 50 евро (сидячие — 40), пришлось потратиться. Кстати, удивительно, что в Европе, причем в странах с очень высоким уровнем жизни, находятся желающие совершать ночные 9-часовые переезды, сидя в кресле. Мы уже были научены поездкой в Амстердам и знали, что ничего путного из этого не выйдет, — по крайней мере, отдыха мы не получим, а в туристических поездках главное что? Правильно, новые впечатления, хорошее настроение и максимум комфорта за разумные деньги. А спать горизонтально в любом случае приятнее.

Дальше пошли гулять по городу. В свете дня его удалось рассмотреть лучше. Дома — аккуратные, пятиэтажные и разноцветные, все очень по-европейски, огромное количество статуй — они здесь не только на каждой площади, но и, похоже, на каждом более или менее подходящем для установки месте, обилие воды — город расположен на четырнадцати островах, машин на улице много, туристов — тоже (я говорю про центр города), короче все очень мило. Кстати, про машины: в Швеции очень любят, во-первых, универсалы, а во-вторых, американские машины, преимущественно полноприводные. Такого большого количества заокеанской техники нет, наверное, больше нигде в Европе.

В Гамла-Стане — Старом Городе, который занимает небольшой остров в центре города, находится Королевский Дворец и Главная площадь, на которой в свою очередь находится бывшее здание Биржи, и где сейчас находится музей Нобеля и штаб-квартира Королевской Академии Наук Швеции, которая выбирает лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Остальные лауреаты выбираются в других комитетах, коих насчитывается еще три, и один из которых находится в Норвегии. В музее была временная экспозиция, посвященная Эйнштейну, а также постоянная выставка, посвященная другим лауреатам. Так как все охватить все равно не получилось бы: премии уже сто лет, под потолком ползет лента транспортера с листиками информации, и у кого есть время и интерес, тот может запросто узнать все и обо всех. Ну а семеро смелых двинулись гулять дальше. На этом острове обнаружился самый узкий переулок города, шириной около метра, и улочки пошире, где можно было свободно разойтись с толпами русских туристов, количество которых било все разумные пределы. Нет, ну ладно мы — французские студенты, Европу изучаем, это понятно, но что здесь забыли все остальные, неужели в России снега зимой не хватает или мостов в Питере? Непонятно…

Далее пошли искать кафе типа «МакДак», чтобы пообедать. В поисках прошли мимо здания Парламента и Национального Банка, занявшего целый остров Хельгеандсхольмен, по живописной пешеходной улочке, по площади Сергельсторг, которая является центром деловой и общественной жизни города: здесь расположен торговый комплекс, Концертный зал, а в многоэтажках по соседству — банки, отели и так далее. А «МакДак» нам все-таки попался, и в нем произошла история, полностью подтверждающая теории Дарвина, Юнга и Маркса одновременно. Короче, мама Кенжи, если бы узнала, что творит ее сын после семи месяцев общения с русскими, была бы шокирована. Всем известно, что японцы — очень дисциплинированная нация: они чтут традиции, они выключают воду, когда чистят зубы, и уж тем более они всегда платят за проезд в общественном транспорте. Еще не так давно, в Будапеште, у Кенжи, как мне кажется, в голове не укладывалось, как это можно ездить зайцем, хотя в официальном путеводителе черным по белому было написано: «в городе развита отличная система общественного транспорта: даже если вы не имеете билета и у вас нет времени его купить, вы можете спокойно садиться в автобус/трамвай/метро без билета; контроль на линиях _ явление редкое, а штрафы невелики». Русские это рассматривали как руководство к действию, а он не мог… Это был ноябрь. А в феврале, увидев платный туалет, он говорит: «Я сейчас зайду, а потом придержу дверь, и вы тоже по очереди сходите…» Мы все так и отпали. Вот так люди эволюционируют, адаптируются к коллективу и окружающему миру, воспринимают особенности других культур, такие, как любовь к халяве, особенно развитая у студентов. То ли еще будет…

Солнце неумолимо катилось к закату, а музеи, те что работали по воскресеньям, закрывались в пять, на часах было уже четыре, так что я всех повел в музей архитектуры, который работал до шести, и который находился на острове Скепсхольмен, дословно — «остров кораблей». Раньше здесь находилось Адмиралтейство и несколько принадлежащих ему зданий, а после переноса штаба в 60-е годы прошлого века здесь разбили парк и все здания превратили в музеи. У нас же было время лишь на один. Под одной крышей с Архитектурным был музей Современного искусства, где даже были работы Шагала, Кандинского, Пикассо и Миро, впрочем, лишь по одной-двум работам. Несмотря на мое полное невосприятие штук типа «черный холст, потыканный вилкой» и с гордым названием «авангард», музей мне понравился, потому что шведам, как всегда, не изменило чувство вкуса, ведь не зря Швеция считается законодателем мод в дизайне.

Еще одной достопримечательностью острова является парусник «Аф Чепмэн», превращенный в молодежную тур-базу.

Ой, забыл-забыл… Забыл рассказать про корабли, про воду, то есть о том, что составляет одну из самых красивых особенностей города.

Итак, Стокгольм построен в том месте, где озеро Меларен впадает в Балтийское море. Четыре центральных острова запирают протоки между озером и морем, таким образом, получается, что половина города находится на морском берегу, а другая половина — на озерном. Уровень озера выше уровня моря, поэтому и дамбы и шлюзы в наличии. И корабли… Нельзя сказать, что они повсюду, но их много, причем в центре города находятся только пассажирские паромы и частные корабли и яхты, для грузовых же на окраине города построен современный порт, а потому они не портят своим утилитарным видом жилую часть города. Зато в центре практически с любой точки набережной видны корабли-красавцы, наполняя город морской романтикой, особенно со стороны моря, где стоят многоэтажные паромы международного сообщения, на фоне разноцветных огней домов на острове Сёдермальм. Все это ночью отражается в черной воде залива (озеро, кстати, зимой замерзает), удваивая количество огней. Панорама — непередаваемо красивая.

Вернемся к нашим похождениям.

Я, как обычно, предпочел хождению по сувенирным лавкам центра города, хождение по жилым районам окраин. Для меня, например, это очень важно: узнать, как живут люди в городе, в стране, попробовать понять их менталитет и образ жизни. Не выходя из центра, это сделать невозможно. Что узнает чужеземец о России, не выходя за пределы Бульварного кольца Москвы? Что мы все живем в старых четырехэтажных домах и ездим на «Мерседесах»? Но ведь это не так! Так что без таких вылазок я считаю, что поездка превращается всего лишь в галочку в списке сделанных дел. Более того, все это можно и так узнать, не вылезая из комнаты, путем чтения соответствующих журналов и путеводителей, что будет и быстрее и легче.

Путь мой проходил вокруг острова Сёдермальм. Дома, витрины, все как обычно… Достопримечательности уже давно закончились, только жилые дома, которые, не скованные рамками уважения к старому городу, могли позволить себе вырасти этажей на десять-двенадцать. Жилища на самом берегу канала Данвикс были четырех этажными, но почему-то мой взор за них зацепился. Сначала я подумал, что это маленькое и уютное кафе — двухэтажные окна (первый этаж на уровне тротуара), аккуратненький столик с разложенными приборами, лесенка на второй этаж, все приветливо освещено, вон хозяйка, видимо только что подготовившаяся к завтрашним посетителям… каково же было мое удивление, когда в следующем окне я увидел мужчину, смотрящего телевизор; я поднял глаза на остальные окна и поразился: на них не было занавесок. Желания подглядывать за чужой жизнью у меня нет, но поверьте, это очень странные впечатления, когда видишь дом о двенадцати этажах и о пяти или шести подъездах, выгнутый панорамой, и в котором освещены почти все окна, а шторами закрыты буквально единицы. Разумеется, я испытал некоторое смущение, но потом решил принять все как есть и просто представить себя на их месте: нормальный швед, все в порядке, мебель от «Икеи», машина — «Вольво», доход, как и у всех, хороший, так что мне нечего стесняться… Нет, до конца перевоплотиться у меня не получилось. Ну и ладно, зато еще я видел насыпной холм для горных лыж, закрытые и стоящие на берегу яхты длиной от трех до двадцати метров, в среднем метров восемь-десять и крошечные домики на берегу размером два на три метра. Сама же тропинка, опоясывающая остров с юга, проходила по берегу канала (уже со стороны озера), причем и с моей и с другой стороны домов или не было или они находились достаточно далеко от воды, и я живо представлял, как сюда приходят летом горожане, загорают и плавают на лодках и яхтах. (А канал тем временем перебежал здоровый заяц и, не взглянув на меня, умчался по своим делам в огороды.)

Продолжение следует…

1088


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95