Я тут почитала варианты Единого госэкзамена и, наконец, поняла, почему он вызывал такое яростное сопротивление у родителей и учителей.
Это сложный экзамен. Вернее, он не сложный, но нашим детям его сложно сдать.
А
ЕГЭ не наболтаешь. Там надо отвечать четко — да или нет. Но если человек пять лет последовательно изучает предмет, выполняет все задания и ничего не пропускает, для него не составит большого труда ответить на все вопросы.
Просто
Протестуя против введения ЕГЭ, родители бились за будущее детей: если не сдаст, никуда не поступит! А учители бились за себя: если полкласса напишет на «два», а другие полкласса — на «три», я опозорюсь!
ЕГЭ тем не менее устоял, и как только стало понятно, что его не отменят, вопли прекратились. Во вторник выпускники сдали первый экзамен — по биологии или информатике, на выбор. Сегодня сдают русский.
У нескольких моих друзей дети заканчивают разные московские школы. Я их обзвонила, чтоб узнать, как прошел первый опыт.
Первый опыт прошел отлично. У всех на экзамене царила самая дружелюбная атмосфера. Разрешалось разговаривать, списывать, слать эсэмэски родителям, чтоб те присылали подсказки, и ходить в туалет, где лежали все необходимые учебники.
В кабинетах дежурили
Разумеется, я не могу утверждать, что во всех школах страны допускались подобные вольности. Но я уверена, что большинство педагогических коллективов пошло по такому же пути. Потому что кому хочется скандалов с родителями и обвинений в профнепригодности? Никому.
Все идет так, как и должно идти. ЕГЭ прямо на взлете превращается в профанацию, разделяя судьбу всех реформ и нововведений, затеянных у нас ради того, чтоб скопировать черты преуспевающих социально ориентированных государств с рыночной экономикой.
Попробовали сделать, как у них, профессиональную армию — в результате контрактниками у нас служат те же срочники, которых через несколько месяцев после призыва заставляют подписать контракт.
Попробовали отменить пенсионерам льготы — в результате пенсионеры имеют те же самые льготы, просто их оплачивает не федеральный центр, а регионы.
Попробовали обязать чиновников отчитываться о доходах — в результате чиновники бесстыдно публикуют липовые декларации, вызывающие дружный хохот.
Затевая очередное нововведение, правители будто берут старую книгу и меняют ей обложку. На обложке пишут новое название, нового автора, рисуют новую красивую картинку. Но вложить в эту новую обложку новое содержание они не могут. Попробуют, но сразу понимают: на фиг? Слишком долго и муторно. Поэтому они просто меняют местами несколько страниц в старой книге и говорят: вот, сделали вам реформу. И не нойте, что вам не нравится, — во всех преуспевающих социально ориентированных странах с рыночной экономикой жизнь устроена именно так, как нарисовано на нашей красивой обложке.
* * *
Чтобы выпускники
Чтобы
Нужно добиться того, чтобы школа не вызывала у детей стресса и напряжения, упразднить бесполезные предметы, отменить дурацкие правила и сделать учебу осмысленной, а не насильственной.
Нужно проделать колоссальную, кропотливую, долгую работу, чтоб ЕГЭ действительно превратился в логичный итог учебного процесса. А пока этот экзамен — не логичный итог учебного процесса, а волевое решение чиновников, его будут сдавать кое-как. Родители и учителя придумают тысячи ухищрений, чтобы обойти барьеры для фальсификаций, выставленные Министерством образования. Лови их, пугай, наказывай — ничего не поможет, все равно будут обманывать.
Ну и правильно. Если правители халтурят и врут, то почему гражданам нельзя? Как они с нами, так и мы с ними. А иначе что это за игра — в одни ворота?
Юлия Калинина