Многие современные подростки не могут представить свою жизнь без танца. Они занимаются этим в клубах и дома, на рейвах и вписках, профессионально и любительски, одни и в компании. Старшие поколения со стыдом и смущением смотрят на всё это, приговаривая: «Раньше было иначе!». А как было раньше?
Конечно, это преувеличение — говорить, что 30 или 50 лет назад «такого не было». В те далёкие времена в СССР персонаж Моргунова уже учил за деньги танцевать твист, а на Западе вдохновлённые Rolling Stones подростки, которым сейчас уже за 60, разносили в щепки целые залы своими дикими танцами.
Но если копнуть ещё глубже — опустив классические танцы вроде балета, танго, вальса и мазурки, закрыв глаза на народные танцы и пляски, мы окажемся в Средневековье, где танцы не всегда были признаком веселья и проявлением радости.
Достаточно вспомнить хотя бы жуткую «Пляску смерти» — сюжет, в котором Смерть предстаёт в роли «музыканта», ведущего за собой наивных людей в Царство мёртвых. Первые произведения с подобным сюжетом, если верить учёным, появились во второй половине XIV века.
Примерно в то же время мир поражает ещё одна пляска — «Пляска Святого Вита». Что интересно, обе они зародились в землях Германии. Но в отличие от вымышленной «Пляски смерти», которая всего лишь легла в основу художественных и литературных произведений, «Пляска Святого Вита» была очень даже реальной, а потому принесла немало бед.
На самом деле под этим термином скрывается страшная хорея — заболевание, во время которого человек совершает неконтролируемые, беспорядочные и резкие движения конечностями. Название же такое синдром получил из-за того, что немцы считали: танцуя перед статуей Святого Вита — покровителя актёров, мальчика-мученика, которого в возрасте 12 лет убили римляне, можно выздороветь и набраться сил.
Вот только когда народ стал массово кружиться по улицам в диких, нервных танцах, окружающие не сразу поняли, что это ужасное заболевание, а не новый способ поклонения Святому Виту. В 1374 году толпа пляшущих, прыгающих, держащихся за руки людей, которые несли с собой хорею, выдвинулась из Кёльна. Они медленно и жутко двигались по населённым пунктам, заражая соседние деревни и города, которые привлекали их церковными пениями, фестивалями, праздниками, плясками, шумными скоплениями людей.
Следы подобной ужасной «танцевальной лихорадки» были обнаружены учёными в Испании. Правда, там уже было другое название — «тарантизм», по аналогии с итальянским народным танцем тарантелла. У больных тарантизмом были обостренные чувства не только на песни и звуки музыки, но ещё и на цвета (например, от красного они приходили в бешенство, подобно быкам), а также на воду. В отличие от немцев, которые усердно заражали свой народ, испанские «танцоры» стремились к воде и массового тонули.
Подобные массовые психозы происходили на протяжении нескольких веков: иногда они затихали, а иногда набирали обороты. Так, например, в 1518 году в Страсбурге прошла «танцевальная чума». В отличие от случая с «Пляской Святого Вита» и «тарантизма», танцевальная чума закончилась не смертью заражённых, а исцелением большинства, что никак не свойственно для хорея.
Всё началось с одно прекрасного дня, когда одна женщина вышла на улицу города и начала танцевать. Поначалу это выглядело мило и даже немного забавляло, но уже через неделю вместе с девушкой лихорадочно танцевали ещё 34 человека, а через месяц число танцоров перевалило за 400.
Пока власти организовывали праздники, чтобы люди могли «вытанцевать» всё накопившееся, служители церкви проводили над ними обряды, врачи бездействовали (XVI век всё-таки, что они могли сделать?), горожане продолжали танцевать. Многие из них умирали от сердечных приступов, падали из-за истощения, а остальные продолжали танцевать, проходя мимо трупов. Потребовалось несколько недель, чтобы людей «отпустило». Учёные до сих пор ломают голову над тем, что же спровоцировало эти танцы: одни предполагают, что отравление средневековыми аналогами наркотиков, другие грешат на массовый психоз.
Вот такие были раньше танцы и их последствия! И тогда всё действительно было «иначе».
Роман Морозов