Структура личности по Фрейду |
"Голодный студент социально опасен!" - гласила вывеска в день открытия столовой на факультете несколько лет назад. "Еще как…" - думали студенты, которым раньше негде было перекусить, и весело потирали руки: "Вот теперь-то не жизнь будет, а малина!" Рано обрадовались: факультет хоть и маленький, но голодных студентов оказалось слишком много, особенно во время большой перемены. Все за полчаса поесть не успевают, а потому опаздывают на лекции.
- Подумаешь, - скажете Вы, - опоздал на лекцию…
- А у Вас часто двери на ключ запирают от опоздавших? - спрошу я Вас.
Традиция запирать аудиторию после начала пары идет еще от основателя факультета - Алексея Николаевича Леонтьева. Правда, тогда запирали на стул, но суть от этого не меняется - подходит студент к аудитории и начинает дергать за ручку, пока не удостоверится, что закрыто наглухо. Потом громко начинает просить разрешения забрать свои вещи, опять дергает за ручку и так, пока не успокоится.
- При чем здесь структура личности? - спросите Вы. - Обещал Фрейда, а подсовывает не пойми что: столовые, стулья, табуретки…
Объясняю: все это нужно для того, чтобы лучше понять, что такое Супер-Эго. Итак, личность по Фрейду состоит из трех компонентов: Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго), Оно. Что такое "Я" - все понимают - это осознаваемая часть нашей психической жизни, сознание и все такое прочее. "Оно" - тоже более-менее понятно - неосознаваемая часть психики, инстинкты, влечения (любимое всеми либидо именно сюда относится) и т.д. и т.п. А вот что такое "Сверх-Я" - почти никто не знает. Сверх-Я - это вытесненные нами моральные запреты и ограничения. Говорят, например, ребенку, что нехорошо показывать пальцем на лиц противоположного пола, а почему - не говорят. Ребенок это "проглатывает", а потом всю жизнь боится девушек. Теперь про то, как ведет себя этот запрет в нашем мозгу.
…Представьте себе аудиторию. Идет лекция. Вдруг один человек начинает возмущаться, говорить что-то вслух, обсуждать с соседями что-то (Знакомьтесь: это Социо-культурный запрет). Лектор (наше сознание) терпит, терпит, но, в конце концов, просит двух крепких студентов (механизмы вытеснения) вывести этого человека за дверь (в область бессознательного), ведь неприятно сидеть с таким человеком в аудитории (невозможно постоянно осознавать необъясненный запрет). Человек попадает за дверь и его вроде бы не видно, но он начинает там стучать в дверь, долбить и ломать ее, в общем проявлять еще более бурную активность. В результате лекция сорвана (невротическое состояние). Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Вот на таких наглядных, жизненных примерах нам и объясняют всякие сложные вещи, типа структуры личности по Фрейду.
P.S. Ох, читал бы кто-нибудь это с нашего факультета - на смех бы поднял за неточность изложения. Граждане, не воспринимайте всерьез то, что я говорю. Материал излагаю приблизительно, на полноту и адекватность не претендую.
Продолжение следует...