Удивительная встреча с прекрасным музыкантом и педагогом Ириной Алексеевной Липатовой изменила мою жизнь.
И я, инженер по специальности, поступила на музыкально-педагогический факультет Киевского пединститута.
Мое возвращение к музыке началось через 26 лет после окончания музыкальной школы. Полгода я готовилась к экзаменам, пытаясь восстановить утраченные навыки и знания.
Когда подавала документы на заочное отделение, обнадежили цифры - на 15 мест подано 14 заявлений.
Как позже выяснилось, среди поступавших были не только музыканты, кто-то закончил юридический, кто-то получил экономическое образование, кто-то работает в театре... Но все в начале пути - от 20-ти до 25-ти лет.
Вступительные экзамены
Экзамен по сольфеджио.
Диктант.(А я-то надеялась, что диктанта не будет!)
Играют медленно, делая удар на первой доле, как в школе. Преподавательница прошла по рядам, посмотреть, что же мы написали. Где-то за мной: "Понятно, Вы только тонику и услышали." Я удивилась: оказывается я еще не худший вариант - все-таки написала половину.
Потом играли отрывки из музыкальных произведений. Все знакомо! Но что это?
Оглянулась, списала - конечно, знала, но так давно все забыла!
После экзамена.
Те, кто что-то знают, обмениваются впечатлениями - там - такая тональность, тут - такой аккорд.
Те, кто ничего не знают, абсолютно спокойны - обсуждать нечего: угадали - хорошо, нет - так и будет.
Сразу после сольфеджио нужно сдавать специальность.
Две девушки-близнецы волнуются перед экзаменом:
- Представляете, мы музыкальную школу закончили 9 лет назад! Хотели поступать в музучилище, готовили программу, но родители не разрешили, заставили поступить в техникум. Теперь работаем экономистами. Терпеть свою работу не можем. Взяли день за свой счет и приехали на экзамен. Самое удивительное, что за месяц до экзамена вспомнили все, что готовили 9 лет назад для поступления в музучилище! Если бы можно было получить "5", то не пришлось бы писать диктант - у нас красные дипломы.
- Неужели вы не напишите диктант?
- Диктант мы напишем, но нужно с работы отпрашиваться! А у меня, - говорит одна, - такая начальница, что может и не отпустить!
Девочки понравились комиссии, "готовый дуэт", сказал кто-то, и им поставили "отлично".
Молодой человек, немного сутулый, в брюках в розовую клетку.
- Я диктант ни за что не напишу! Я уже в прошлом году поступал, специальность сдал, а по диктанту - 2! У меня с украинским языком плохо.
- У меня тоже плохо с украинским, - говорит очень сдержанный парень в очках. Я его совсем не знаю.
- А русский знаешь?
- Знаю.
- Ну вот, а я и русский не знаю.
- Его не надо знать, - вступаю я в разговор. - Просто нужно книжки читать.
- Нет, книжки я не читаю.
- Никакие?
- Никакие!
Специальность он сдал хорошо, а за диктант получил 0 баллов. И опять не прошел.
Тоненькая девушка на высоких каблуках. Когда сидела в коридоре перед экзаменом по сольфеджио, вдруг стала петь гаммы с закрытым ртом, поднмаясь по полутонам вверх. Получалось красиво, мелодично - я заслушалась.
Когда она сдавала экзамен, то из-за закрытой двери вдруг раздался такой мощный красивый и низкий голос! И где он в ней помещался? Оказалось, ее было слышно даже этажом ниже.
Кто-то из абитуриентов рассказал - она пела в хоре им.Веревки.
Позже узнали, что закончила музшколу по классу фортепиано и флейты.
Кажется, ей тоже поставили "отлично".
Первая установочная сессия
У нас две группы - хореографы и музыканты.
На общих лекциях легко определить, кто из какой группы: у хореографов другая осанка, сидят, стоят, идут - иначе.
Один парень опоздал на лекцию. Он зашел в аудиторию с высоко поднятой головой, ступая с носка, как будто вышел на сцену, удивленно посмотрел по сторонам и такой же балетной походкой прошел к свободному столу.
Лектор только покачал головой.
История Украины
В воскресенье я опаздывала на лекцию. Забежала в институт - вахтерша срединх лет меня остановила - Вы куда?
- На историю партии, - бодро отрапартовала я.
Она, ничуть не удивившись, посмотрела в какой-то журнал, и сказала:
- 306 аудитория.
Поднимаясь по лестнице, я сообразила, что предмет называется иначе.
Наверное, если бы дежурила молоденькая девочка, она бы меня не поняла.
Хотя, по сути - какая разница, тогда главным в идеологии была партия, вот и история партии, сейчас - Украина, значит, история Украины.
Фраза, сказанная преподавателем: "Вам нужна история. Ведь легче понять музыкальное произведение, зная эпоху, в которую оно было написано."
В принципе, верно.
Но ведь мы учим только историю Украины, и выглядит она так: где-то происходила Великая французская революция, а на Украине в это время в таком-то селе был бунт. "Почему мы так подробно говорим об этом? - других событий не было, но ведь бунт-то был."
Преподавателю 50, вспомнил студенчески годы и раскопки на месте сегодняшней Оболони.
Тем не менее, лекции по истории мне все-таки понравились - в них была цельность, последовательность. Возможно, потому, что была цельность в мировосприятии самого преподавателя.
Староста хореографов в перерыве подошла к лектору:
- Вы нам продиктуйте вопросы и ответы на них.
- Все, что я рассказываю, будет в вопросах. Но нужно ведь запомнить последовательность событий.
- Не нужно. И история нам не нужна. Вы же понимате, артист балета - это не специальность, а диагноз.
- Понимаю, - вздохнул преподаватель.
После перерыва.
- Спать хочется! - сообщил кто-то с последнего стола.
- Что ж, спите, - ответил преподаватель. - А вам - приятного аппетита! - обратился он к жующему студенту.
- Вообще, непосредственность на музпеде меня восхищает - я уже 4 года здесь преподаю, и не перестаю удивляться. Но с вами все равно приятно работать - у вас глаза горят, и настроение приподнятое. А со спортсменами совсем тяжело. Они приходят ко мне после кикбоксинга и в глазах и голове у них совсем пусто. Смотрят на меня, как ангелочки, и ничего не понимают, что я от них хочу.
Возрастная физиология и гигиена
Преподавательница лет 35-ти.
- Не сбивайте меня, а то я легко перехожу на русский, а потом трудно вспомнить термины на украинском.
На этот курс выделено 4 пары, по 2 пары в день.
Преподавательница начала лекцию с того, что 4 пары - это мало, и как поместить в это время весь курс, не знает! Сетования заняли 10 минут. Еще 10 - рассказ о необходимости изучать этот предмет в пединституте - с цифрами заболеваемости и еще какими-то статистическими данными.
Потом начался рассказ об устройстве нервной системы и системы кровооборащения. Довольно понятно. Лекция закончилась через час. Так что пара оказалась свободной.
На следущий день преподавательница принесла стопку экзаменационных билетов.
- Я вам буду диктовать вопросы, и немного рассказывать, что отвечать на каждый. А подробно вы в книжке прочитаете.
Занятие получилось замечательным. Многое сразу запомнилось. Так и хотелось сразу после него сдать зачет, чтобы спокойно забыть услышанное.
"Средство "Макропулос"
- Поздравляю с поступлением! - сказала мне при встрече знакомая.
- Кого? - поинтересовалась я.
- Как кого? - удивилась знакомая. - У тебя же сын поступил!
- Можешь и меня поздравить, я тоже поступила.
- Куда?
- В пединститут.
- С ума сошла! Ты бы лучше еще одного родила!
- Знаешь, поздняя учеба, как и поздние роды, омолаживает организм!
В первый день сессии я пришла к деканату, чтобы узнать расписание.
Возле него толпились заочники.
Потом первокурсники отделились и стали знакомиться.
- Как тебя зовут? - спросила меня девушка, чуть старше моего сына.
- Алла, - во мне все удивилось.
Я подумала, что меня просто не разглядели в толпе.
Лекции, суета, поиски нужной аудитории, знакомство с преподавателями.
- Ты идешь на метро? - спросили меня, когда я собиралась после занятий домой.
- Нет, - ответила я, уже не удивляясь обращению на "ты". За несколько часов я почти привыкла к роли студентки.
На следующий день я уже не помнила, сколько мне лет, я чувствовала себя обычной первокурсницей, которой все в новинку.
На последней паре мы долго ждали преподавателя.
От скуки стали выяснять, кто когда родился.
- Сбегаю в деканат, может быть, там знают, будет лекция или нет, - сказала я ребятам. Мне совсем не хотелось говорит, сколько мне лет.
Так прошла неделя.
Я уже привыкла к удивительному ощущению: в институте я была студенткой, писала конспекты, искала преподавателей, записывала домашние задания, дома - мамой студентов, и уже дети рассказывали мне о своих лекциях и оценках.
Потом я поняла, что произошло.
Что такое возраст? Это знания, опыт, ответственность, статус.
В институте у меня всего этого не было.
Я начала с нуля, мои прежние знания и опыт тут были не нужны. Я не несла никакой ответственности. А статус был один у нас у всех - первокурсники.
Видимо, это внутреннее ощущение изменяло мой взгляд, выражение лица, и разница в возрасте между мной и однокурсниками не казалась такой большой.
Но если бы вдруг в институте рядом со мной оказались сыновья, я бы тут же стала другой, много старше. И тогда могла бы произойти забавная сценка, как в фильме "Рецепт ее молодости": когда заканчивалось действие средства "Макропулос", лицо героини на мгновенье старело, и ей говорили "Что с вашим лицом?" А потом, в следующее мгновенье, когда лицо становилось прежним - "нет, ничего, показалось."
В последний день сессии нам раздали анкеты с традиционными вопросами - дата рождения, образование, место работы и т.д.
Я вспомнила забавный случай.
Когда-то на курсах мы познакомились с одной девушкой.
Мне был 21 год. Ей, я думала, лет 25 - она казалась мне чуть старше.
На занятиях нужно было заполнить анкету. Вписывая дату своего рождения, моя знакомая сказала несколько смущенно: "Но чувствую себя гораздо лучше!"
Я посмотрела на цифры - ей было уже 36 и в моем тогдашнем ощущении это был пенсионный возраст!
Сегодня мне 40.
Я заполняла анкету и понимала - игра в студентку закончилась.
После занятий ко мне подошла староста:
- Ничего, что я Вам "ты" говорю?
Зимняя сессия
Невероятное расписание: по 5-6 пар в день, начинаются в 8.30, заканчиваются в 18.30. Да еще экзамены, зачеты.
Расписание, чтобы отработать программу, но научиться нельзя.
Нужно только выбрать необходимые лекции, обязательные занятия и не пропустить зачеты и экзамены.
Оказалось, есть и экзамен по специальности, к которому я (и другие) не готовились.
Пришла домой и объявила: хорошей студенткой я уже была, теперь стала нормальной. Главный вопрос - что сдаем и когда?
Общие лекции для всего курса: история Украины, деловой украинский, возрастная физиология и гигиена, общая психология, английский.
На курсе 35 человек.
На первую лекцию приходит человек 20, на следущие - 5-10.
При этом лекции читают хорошо и очень добросовестно.
И отношения - взаимно дружелюбные и уважительные.
Еще одно наблюдение:
Отличить музыкантов от хореографов можно не только по осанке, но и по рукам: у девушек-хореографов маникюр, а у девушек-музыкантов коротко остриженные ногти - профессиональная необходимость.
Зачет по гигиене
Пришла на 3-ю пару - днем занималась дома, готовилась к экзамену по специальности.
Мне говорят:
- У нас сегодня на 5-й паре зачет по гигиене, будешь сдавать?
Я обрадовалась:
- Буду, я даже учебник с собой взяла!
Ребята пошли покупать цветы и конфеты (потом оказалось, напрасно: в этот день вышло постановление министра образования, что цветы и конфеты рассматриваются как взятка, и преподаватели шарахались он недоумевающих студентов с букетами).
Кто-то в ожидании листал конспект, кто-то учебник.
Зачет можно было сдавать или устно, или письменно, на выбор: кто хочет отвечать письменно, тому 2 вопроса, кто устно - 1.
Я выбрала письменно.
Те, кто устно, садились напротив преподавательницы. Она что-то спрашивала. Если не отвечали, то задавала другой вопрос. А я тем временем списывала из открытого учебника.
Вдруг, задав несколько вопросов одной девушке, и не получив ни на один ответ, преподавательница сказала:
- Теперь самое сложное для преподавателя - это найти вопрос, на который студент знает ответ.
Из аудитории весело: "Какого цвета учебник?"
Девушка оглянулась, увидела учебник на столе и обрадовалась: "Знаю, розовый!"
Потом села одна из сестер-близнецов с двумя зачетками.
- Почему с двумя? - возмутилась преподавательница. - Такого у меня еще не было!
- Мы близнецы, - ответила та. - Все равно мы одинаковые. Лена не может прийти, она на работе. А я на два вопроса отвечу.
- Хоть откровенно, - вздохнула преподавательница. - как же она с Вами будет рассчитываться?
- Ой, я ей сама столько должна! Мы когда в экономическом институте учились, она за меня больше экзаменов сдала, чем я за нее!
Экзамен по истории
Все дрожат - историю практически никто не знает.
Перед экзаменом консультация - вопросов мало, чтобы что-то спросить, надо хоть что-то знать.
Накануне был забавный разговор с преподавателем.
- Трудно запомнить все даты, цифры...
- Я и не требую этого. Я хочу, чтобы вы научились думать, размышлять...
- Размышлять можно, опираясь на факты, а когда не на что опереться, о чем же думать?
К всеобщему удивлению и радости, "тройки" по истории ставились безболезненно. А кому было не все равно, как выглядит зачетка, удалось получить оценки и выше.
Экзамен по украинскому языку
- Кто оценивает свои знания на 3, может сдать зачетки.
Девушка, недавно закончившая училище:
- Я смотрю, тут все по-взрослому!
Общая психология
На первую пару преподавательнца пришла, думая, что курс лекций нам уже прочитали, и теперь надо вести семинар.
Оказалось, что нужно читать лекции.
К лекциям она не готовилась и предупредила:
- Сегодня я продиктую вопросы на зачет, литературу, немного расскажу о курсе и вас отпущу раньше.
Но, начав рассказывать о психологии, увлеклась, и полтора часа читала лекцию без перерыва. И мы увлеклись.
На следущее занятие преподавательница подготовилась - она читала по конспекту, диктуя какие-то определения, и занятие оказалось скучным и непонятным, с редкими проблесками, когда делались отступления и приводились примеры.
Так же прошли и остальные лекции по психологии.
Самое смешное, что если бы не было той первой, живой лекции, я была бы уверена, что наша преподавательница плохо знает предмет.
Сольфеджио
На установочной сессии по сольфеджио было всего 2 занятия.
Те, кто закончили музучилище, на эти пары не ходили. Пришли "школьники" - те, у кого за плечами только музшкола.
Преподавательница с 30-летним стажем оценила уровень нашего незнания и неумения и стала учить простым вещам.
- Когда поешь ноты, вместо "а" нужно петь "о", вместо "е" - "и". Так звук получается чище, точнее.
Я попробовала - в самом деле другой звук получается, точечный.
- Для того, чтобы научиться петь интервалы, главное - петь кварты.
- Почему?
- Не могу объяснить, но опыт показывает, что именно они создают основу для всех остальных интервалов. Кварты четкие, жестко ограничены, как 3-я полка в общем вагоне.
Интересное сравнение. Но - это объяснение понятно мне, я так ездила однажы. Знают ли сегодняшние студенты, что такое третья полка в общем вагоне? Все-таки жизнь стала комфортнее, спокойнее. Дороже, конечно. Но такой ограниченности, зажатости - временем, возможностями, пространством - сейчас нет.
- Самое сложное для хора - чтобы получился унисон.
А я -то думала, что петь в унисон проще всего. Но оказалось, что все поем одну ноту, и каждый правильно, но звук не сливается в один, а расползается. Незаметная неточность одного в хоре множится и становится слышимой.
На зиней сесссии была другая преподавательница - совсем молоденькая девушка. Она сама недавно еще училась, и поэтому к студентам относилась сочувственно. Ей были так понятны наши ошибки!
А когда мы что-то делали правильно, она так радовалась, что даже ставила "пятерки". Мы удивлялись и благодарили: "Спасибо большое!"
Гармония
Замечательное название у предмета.
Но оказалось, это скорее математика, стройная, логичная.
Глубинный смысл теряется в логике построений.
Приходится до него докапываться.
Хотя начинать нужно с другого - с движения музыки, и тогда все построения будут иметь смысл.
Впрочем, так многие предметы, и математика тоже: за внешней канвой конструкций, формул теряется главное - смысл.
Дирижирование
Поступив в пединститут, я думала, что моя специальность - фортепиано.
Оказалось, не это главное.
Главное - дирижирование. И готовят здесь не учителей музыки для музыкальных школ, а учителей музыки для общеобразовательных школ. И на госэкзамене нужно дирижировать живым хором из однокурсников.
Дирижеры мне всегда казались загадочными фигурами. Я и представить себе не могла, что соприкоснусь с этим.
Первое занятие.
Дирижирование начинается с осанки.
Потом движения рук - плавные и четкие, как будто рисуешь кистью.
Громче звук - сильнее нажим.
Разные размеры - две четверти, три четвети, четыре четверти - разные схемы движений.
Кроме ритма и громкости, масса других ньюансов.
Все вместе - как индийский танец руками - каждое движение что-то значит, а в целом - законченная композиция.
После занятия: в голове - сплошное восхищение, в руках - полная неразбериха.