Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Студенческий альбом

Удивительная встреча с прекрасным музыкантом и педагогом Ириной Алексеевной Липатовой изменила мою жизнь.

И я, инженер по специальности, поступила на музыкально-педагогический факультет Киевского пединститута.

Мое возвращение к музыке началось через 26 лет после окончания музыкальной школы. Полгода я готовилась к экзаменам, пытаясь восстановить утраченные навыки и знания.

Когда подавала документы на заочное отделение, обнадежили цифры - на 15 мест подано 14 заявлений.

Как позже выяснилось, среди поступавших были не только музыканты, кто-то закончил юридический, кто-то получил экономическое образование, кто-то работает в театре... Но все в начале пути - от 20-ти до 25-ти лет.

Вступительные экзамены

Экзамен по сольфеджио.

Диктант.(А я-то надеялась, что диктанта не будет!)

Играют медленно, делая удар на первой доле, как в школе. Преподавательница прошла по рядам, посмотреть, что же мы написали. Где-то за мной: "Понятно, Вы только тонику и услышали." Я удивилась: оказывается я еще не худший вариант - все-таки написала половину.

Потом играли отрывки из музыкальных произведений. Все знакомо! Но что это?

Оглянулась, списала - конечно, знала, но так давно все забыла!

После экзамена.

Те, кто что-то знают, обмениваются впечатлениями - там - такая тональность, тут - такой аккорд.

Те, кто ничего не знают, абсолютно спокойны - обсуждать нечего: угадали - хорошо, нет - так и будет.

Сразу после сольфеджио нужно сдавать специальность.

Две девушки-близнецы волнуются перед экзаменом:

- Представляете, мы музыкальную школу закончили 9 лет назад! Хотели поступать в музучилище, готовили программу, но родители не разрешили, заставили поступить в техникум. Теперь работаем экономистами. Терпеть свою работу не можем. Взяли день за свой счет и приехали на экзамен. Самое удивительное, что за месяц до экзамена вспомнили все, что готовили 9 лет назад для поступления в музучилище! Если бы можно было получить "5", то не пришлось бы писать диктант - у нас красные дипломы.

- Неужели вы не напишите диктант?

- Диктант мы напишем, но нужно с работы отпрашиваться! А у меня, - говорит одна, - такая начальница, что может и не отпустить!

Девочки понравились комиссии, "готовый дуэт", сказал кто-то, и им поставили "отлично".

Молодой человек, немного сутулый, в брюках в розовую клетку.

- Я диктант ни за что не напишу! Я уже в прошлом году поступал, специальность сдал, а по диктанту - 2! У меня с украинским языком плохо.

- У меня тоже плохо с украинским, - говорит очень сдержанный парень в очках. Я его совсем не знаю.

- А русский знаешь?

- Знаю.

- Ну вот, а я и русский не знаю.

- Его не надо знать, - вступаю я в разговор. - Просто нужно книжки читать.

- Нет, книжки я не читаю.

- Никакие?

- Никакие!

Специальность он сдал хорошо, а за диктант получил 0 баллов. И опять не прошел.

Тоненькая девушка на высоких каблуках. Когда сидела в коридоре перед экзаменом по сольфеджио, вдруг стала петь гаммы с закрытым ртом, поднмаясь по полутонам вверх. Получалось красиво, мелодично - я заслушалась.

Когда она сдавала экзамен, то из-за закрытой двери вдруг раздался такой мощный красивый и низкий голос! И где он в ней помещался? Оказалось, ее было слышно даже этажом ниже.

Кто-то из абитуриентов рассказал - она пела в хоре им.Веревки.

Позже узнали, что закончила музшколу по классу фортепиано и флейты.

Кажется, ей тоже поставили "отлично".

Первая установочная сессия

У нас две группы - хореографы и музыканты.

На общих лекциях легко определить, кто из какой группы: у хореографов другая осанка, сидят, стоят, идут - иначе.

Один парень опоздал на лекцию. Он зашел в аудиторию с высоко поднятой головой, ступая с носка, как будто вышел на сцену, удивленно посмотрел по сторонам и такой же балетной походкой прошел к свободному столу.

Лектор только покачал головой.

История Украины

В воскресенье я опаздывала на лекцию. Забежала в институт - вахтерша срединх лет меня остановила - Вы куда?

- На историю партии, - бодро отрапартовала я.

Она, ничуть не удивившись, посмотрела в какой-то журнал, и сказала:

- 306 аудитория.

Поднимаясь по лестнице, я сообразила, что предмет называется иначе.

Наверное, если бы дежурила молоденькая девочка, она бы меня не поняла.

Хотя, по сути - какая разница, тогда главным в идеологии была партия, вот и история партии, сейчас - Украина, значит, история Украины.

Фраза, сказанная преподавателем: "Вам нужна история. Ведь легче понять музыкальное произведение, зная эпоху, в которую оно было написано."

В принципе, верно.

Но ведь мы учим только историю Украины, и выглядит она так: где-то происходила Великая французская революция, а на Украине в это время в таком-то селе был бунт. "Почему мы так подробно говорим об этом? - других событий не было, но ведь бунт-то был."

Преподавателю 50, вспомнил студенчески годы и раскопки на месте сегодняшней Оболони.

Тем не менее, лекции по истории мне все-таки понравились - в них была цельность, последовательность. Возможно, потому, что была цельность в мировосприятии самого преподавателя.

Староста хореографов в перерыве подошла к лектору:

- Вы нам продиктуйте вопросы и ответы на них.

- Все, что я рассказываю, будет в вопросах. Но нужно ведь запомнить последовательность событий.

- Не нужно. И история нам не нужна. Вы же понимате, артист балета - это не специальность, а диагноз.

- Понимаю, - вздохнул преподаватель.

После перерыва.

- Спать хочется! - сообщил кто-то с последнего стола.

- Что ж, спите, - ответил преподаватель. - А вам - приятного аппетита! - обратился он к жующему студенту.

- Вообще, непосредственность на музпеде меня восхищает - я уже 4 года здесь преподаю, и не перестаю удивляться. Но с вами все равно приятно работать - у вас глаза горят, и настроение приподнятое. А со спортсменами совсем тяжело. Они приходят ко мне после кикбоксинга и в глазах и голове у них совсем пусто. Смотрят на меня, как ангелочки, и ничего не понимают, что я от них хочу.

Возрастная физиология и гигиена

Преподавательница лет 35-ти.

- Не сбивайте меня, а то я легко перехожу на русский, а потом трудно вспомнить термины на украинском.

На этот курс выделено 4 пары, по 2 пары в день.

Преподавательница начала лекцию с того, что 4 пары - это мало, и как поместить в это время весь курс, не знает! Сетования заняли 10 минут. Еще 10 - рассказ о необходимости изучать этот предмет в пединституте - с цифрами заболеваемости и еще какими-то статистическими данными.

Потом начался рассказ об устройстве нервной системы и системы кровооборащения. Довольно понятно. Лекция закончилась через час. Так что пара оказалась свободной.

На следущий день преподавательница принесла стопку экзаменационных билетов.

- Я вам буду диктовать вопросы, и немного рассказывать, что отвечать на каждый. А подробно вы в книжке прочитаете.

Занятие получилось замечательным. Многое сразу запомнилось. Так и хотелось сразу после него сдать зачет, чтобы спокойно забыть услышанное.

"Средство "Макропулос"

- Поздравляю с поступлением! - сказала мне при встрече знакомая.

- Кого? - поинтересовалась я.

- Как кого? - удивилась знакомая. - У тебя же сын поступил!

- Можешь и меня поздравить, я тоже поступила.

- Куда?

- В пединститут.

- С ума сошла! Ты бы лучше еще одного родила!

- Знаешь, поздняя учеба, как и поздние роды, омолаживает организм!

В первый день сессии я пришла к деканату, чтобы узнать расписание.

Возле него толпились заочники.

Потом первокурсники отделились и стали знакомиться.

- Как тебя зовут? - спросила меня девушка, чуть старше моего сына.

- Алла, - во мне все удивилось.

Я подумала, что меня просто не разглядели в толпе.

Лекции, суета, поиски нужной аудитории, знакомство с преподавателями.

- Ты идешь на метро? - спросили меня, когда я собиралась после занятий домой.

- Нет, - ответила я, уже не удивляясь обращению на "ты". За несколько часов я почти привыкла к роли студентки.

На следующий день я уже не помнила, сколько мне лет, я чувствовала себя обычной первокурсницей, которой все в новинку.

На последней паре мы долго ждали преподавателя.

От скуки стали выяснять, кто когда родился.

- Сбегаю в деканат, может быть, там знают, будет лекция или нет, - сказала я ребятам. Мне совсем не хотелось говорит, сколько мне лет.

Так прошла неделя.

Я уже привыкла к удивительному ощущению: в институте я была студенткой, писала конспекты, искала преподавателей, записывала домашние задания, дома - мамой студентов, и уже дети рассказывали мне о своих лекциях и оценках.

Потом я поняла, что произошло.

Что такое возраст? Это знания, опыт, ответственность, статус.

В институте у меня всего этого не было.

Я начала с нуля, мои прежние знания и опыт тут были не нужны. Я не несла никакой ответственности. А статус был один у нас у всех - первокурсники.

Видимо, это внутреннее ощущение изменяло мой взгляд, выражение лица, и разница в возрасте между мной и однокурсниками не казалась такой большой.

Но если бы вдруг в институте рядом со мной оказались сыновья, я бы тут же стала другой, много старше. И тогда могла бы произойти забавная сценка, как в фильме "Рецепт ее молодости": когда заканчивалось действие средства "Макропулос", лицо героини на мгновенье старело, и ей говорили "Что с вашим лицом?" А потом, в следующее мгновенье, когда лицо становилось прежним - "нет, ничего, показалось."

В последний день сессии нам раздали анкеты с традиционными вопросами - дата рождения, образование, место работы и т.д.

Я вспомнила забавный случай.

Когда-то на курсах мы познакомились с одной девушкой.

Мне был 21 год. Ей, я думала, лет 25 - она казалась мне чуть старше.

На занятиях нужно было заполнить анкету. Вписывая дату своего рождения, моя знакомая сказала несколько смущенно: "Но чувствую себя гораздо лучше!"

Я посмотрела на цифры - ей было уже 36 и в моем тогдашнем ощущении это был пенсионный возраст!

Сегодня мне 40.

Я заполняла анкету и понимала - игра в студентку закончилась.

После занятий ко мне подошла староста:

- Ничего, что я Вам "ты" говорю?

Зимняя сессия

Невероятное расписание: по 5-6 пар в день, начинаются в 8.30, заканчиваются в 18.30. Да еще экзамены, зачеты.

Расписание, чтобы отработать программу, но научиться нельзя.

Нужно только выбрать необходимые лекции, обязательные занятия и не пропустить зачеты и экзамены.

Оказалось, есть и экзамен по специальности, к которому я (и другие) не готовились.

Пришла домой и объявила: хорошей студенткой я уже была, теперь стала нормальной. Главный вопрос - что сдаем и когда?

Общие лекции для всего курса: история Украины, деловой украинский, возрастная физиология и гигиена, общая психология, английский.

На курсе 35 человек.

На первую лекцию приходит человек 20, на следущие - 5-10.

При этом лекции читают хорошо и очень добросовестно.

И отношения - взаимно дружелюбные и уважительные.

Еще одно наблюдение:

Отличить музыкантов от хореографов можно не только по осанке, но и по рукам: у девушек-хореографов маникюр, а у девушек-музыкантов коротко остриженные ногти - профессиональная необходимость.

Зачет по гигиене

Пришла на 3-ю пару - днем занималась дома, готовилась к экзамену по специальности.

Мне говорят:

- У нас сегодня на 5-й паре зачет по гигиене, будешь сдавать?

Я обрадовалась:

- Буду, я даже учебник с собой взяла!

Ребята пошли покупать цветы и конфеты (потом оказалось, напрасно: в этот день вышло постановление министра образования, что цветы и конфеты рассматриваются как взятка, и преподаватели шарахались он недоумевающих студентов с букетами).

Кто-то в ожидании листал конспект, кто-то учебник.

Зачет можно было сдавать или устно, или письменно, на выбор: кто хочет отвечать письменно, тому 2 вопроса, кто устно - 1.

Я выбрала письменно.

Те, кто устно, садились напротив преподавательницы. Она что-то спрашивала. Если не отвечали, то задавала другой вопрос. А я тем временем списывала из открытого учебника.

Вдруг, задав несколько вопросов одной девушке, и не получив ни на один ответ, преподавательница сказала:

- Теперь самое сложное для преподавателя - это найти вопрос, на который студент знает ответ.

Из аудитории весело: "Какого цвета учебник?"

Девушка оглянулась, увидела учебник на столе и обрадовалась: "Знаю, розовый!"

Потом села одна из сестер-близнецов с двумя зачетками.

- Почему с двумя? - возмутилась преподавательница. - Такого у меня еще не было!

- Мы близнецы, - ответила та. - Все равно мы одинаковые. Лена не может прийти, она на работе. А я на два вопроса отвечу.

- Хоть откровенно, - вздохнула преподавательница. - как же она с Вами будет рассчитываться?

- Ой, я ей сама столько должна! Мы когда в экономическом институте учились, она за меня больше экзаменов сдала, чем я за нее!

Экзамен по истории

Все дрожат - историю практически никто не знает.

Перед экзаменом консультация - вопросов мало, чтобы что-то спросить, надо хоть что-то знать.

Накануне был забавный разговор с преподавателем.

- Трудно запомнить все даты, цифры...

- Я и не требую этого. Я хочу, чтобы вы научились думать, размышлять...

- Размышлять можно, опираясь на факты, а когда не на что опереться, о чем же думать?

К всеобщему удивлению и радости, "тройки" по истории ставились безболезненно. А кому было не все равно, как выглядит зачетка, удалось получить оценки и выше.

Экзамен по украинскому языку

- Кто оценивает свои знания на 3, может сдать зачетки.

Девушка, недавно закончившая училище:

- Я смотрю, тут все по-взрослому!

Общая психология

На первую пару преподавательнца пришла, думая, что курс лекций нам уже прочитали, и теперь надо вести семинар.

Оказалось, что нужно читать лекции.

К лекциям она не готовилась и предупредила:

- Сегодня я продиктую вопросы на зачет, литературу, немного расскажу о курсе и вас отпущу раньше.

Но, начав рассказывать о психологии, увлеклась, и полтора часа читала лекцию без перерыва. И мы увлеклись.

На следущее занятие преподавательница подготовилась - она читала по конспекту, диктуя какие-то определения, и занятие оказалось скучным и непонятным, с редкими проблесками, когда делались отступления и приводились примеры.

Так же прошли и остальные лекции по психологии.

Самое смешное, что если бы не было той первой, живой лекции, я была бы уверена, что наша преподавательница плохо знает предмет.

Сольфеджио

На установочной сессии по сольфеджио было всего 2 занятия.

Те, кто закончили музучилище, на эти пары не ходили. Пришли "школьники" - те, у кого за плечами только музшкола.

Преподавательница с 30-летним стажем оценила уровень нашего незнания и неумения и стала учить простым вещам.

- Когда поешь ноты, вместо "а" нужно петь "о", вместо "е" - "и". Так звук получается чище, точнее.

Я попробовала - в самом деле другой звук получается, точечный.

- Для того, чтобы научиться петь интервалы, главное - петь кварты.

- Почему?

- Не могу объяснить, но опыт показывает, что именно они создают основу для всех остальных интервалов. Кварты четкие, жестко ограничены, как 3-я полка в общем вагоне.

Интересное сравнение. Но - это объяснение понятно мне, я так ездила однажы. Знают ли сегодняшние студенты, что такое третья полка в общем вагоне? Все-таки жизнь стала комфортнее, спокойнее. Дороже, конечно. Но такой ограниченности, зажатости - временем, возможностями, пространством - сейчас нет.

- Самое сложное для хора - чтобы получился унисон.

А я -то думала, что петь в унисон проще всего. Но оказалось, что все поем одну ноту, и каждый правильно, но звук не сливается в один, а расползается. Незаметная неточность одного в хоре множится и становится слышимой.

На зиней сесссии была другая преподавательница - совсем молоденькая девушка. Она сама недавно еще училась, и поэтому к студентам относилась сочувственно. Ей были так понятны наши ошибки!

А когда мы что-то делали правильно, она так радовалась, что даже ставила "пятерки". Мы удивлялись и благодарили: "Спасибо большое!"

Гармония

Замечательное название у предмета.

Но оказалось, это скорее математика, стройная, логичная.

Глубинный смысл теряется в логике построений.

Приходится до него докапываться.

Хотя начинать нужно с другого - с движения музыки, и тогда все построения будут иметь смысл.

Впрочем, так многие предметы, и математика тоже: за внешней канвой конструкций, формул теряется главное - смысл.

Дирижирование

Поступив в пединститут, я думала, что моя специальность - фортепиано.

Оказалось, не это главное.

Главное - дирижирование. И готовят здесь не учителей музыки для музыкальных школ, а учителей музыки для общеобразовательных школ. И на госэкзамене нужно дирижировать живым хором из однокурсников.

Дирижеры мне всегда казались загадочными фигурами. Я и представить себе не могла, что соприкоснусь с этим.

Первое занятие.

Дирижирование начинается с осанки.

Потом движения рук - плавные и четкие, как будто рисуешь кистью.

Громче звук - сильнее нажим.

Разные размеры - две четверти, три четвети, четыре четверти - разные схемы движений.

Кроме ритма и громкости, масса других ньюансов.

Все вместе - как индийский танец руками - каждое движение что-то значит, а в целом - законченная композиция.

После занятия: в голове - сплошное восхищение, в руках - полная неразбериха.

1037


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95