Хор.
Последний раз я пела в хоре, кажется, лет в 10.
И вот, спустя 30 лет, снова хор.
Милая дама средних лет ведет занятие. Голос высокий, юный, улыбка, и - контрастом - жесткое требование дисциплины. Последнее для заочников самое сложное - необязательность посещения лекций расслабляет.
А здесь, оказывается, все всерьез: произведения, которые мы учим во время каждой сессии, составляют репертуар хора на госэкзамене. Каждому нужно будет дирижировать хором и каждому достанется 2 или 3 произведения из пройденного.
Петь в хоре мне и в детстве нравилось - ощущение сопричастности возвышало.
Есть какая-то удивительная красота и высота в одновременном звучании голосов.
И сегодня мне так кажется изнутри. Как звучит наш хор снаружи, не знаю. Боюсь, пока в нем больше недостатков, чем достоинств.
Староста группы, закончившая музучилище по классу хорового дирижирования, сказала мне:
- Ты поешь открытым звуком, лучше совсем не пой!
Совсем не петь неинтересно, но зато можно петь тихо - тогда восторженное ощущение сопричастности не нарушает общего звучания.
Специальность.
Первое занятие по специальности было курьезным.
Оказалось, что длинные носки сапог мешают нажимать на педаль - педаль короткая, и носок упирается в стенку пианино.
На следущее занятие пришлось надеть старые тупоносые сапоги. Забавная ассоциация - как постриженные ногти на руках.
На сессии я с удивлением узнала, что у меня по специальности будет экзамен.
Конечно, вовремя я подготовиться не могла, и поэтому на экзамен пошла через неделю - сразу пересдавать.
Профессор, принимавшая у нас экзамен, спросила, где я училась раньше.
Я бодро назвала музыкальную школу, с поправкой: "очень давно это было".
Дата окончания музыкальной школы и инженерная специальность произвели впечатление. Наверное, поэтому "тройку с плюсом" мне исправили на "четверку с минусом".
Потом, когда я рассказывала дома об экзамене, старший сын сказал:
- Все понятно, тебе поставили "четверку" за выслугу лет!
История западной музыки.
В расписании занятий обнаружила странный предмет - "ИЗМ".
Оказалось - история западной музыки.
Первая пара не состоялась по техническим причинам - в расписании не было аудитории, а деканат был закрыт (время вечернее), и мы не могли узнать ни кто нам читает, ни где.
Потом было жаль, что пропала такая лекция.
История музыки оказалась увлекательным предметом.
После первой лекции я дома блистала новыми знаниями.
- Как вы думаете, откуда взялось название "лирика"? Поэты древности читали свои стихи о любви, аккомпанируя себе на лире! Их стихи сохранились, а музыка - нет. Но ведь была!
Вторая лекция - о появлении оперы.
Внутреннее удивление - а что, когда-то оперы не было?
К привычным явлениям относишься, не задумываясь: опера для меня такая же данность, как и многое другое.
Оказывается, опера сравнительно молода - ей всего 400 лет. Появилась она на рубеже 16 и 17 веков и выросла из драматических спектаклей, сопровождавшихся музыкой.
И, как в любом процессе, здесь есть не только начало, развитие, расцвет, но и угасание, а потом возрождение - новые формы.
Третья лекция - об итальянской комической опере.
Она начиналась с небольших сценок, которые разыгрывались в антрактах оперных спектаклей. А выросла в самостоятельный жанр.
Мы слушали старую потрескивающую пластинку с сравнительной недавней (лет 30 назад) записью оперы "Служанка - госпожа". Опера написана в 1733 году, но, оказывается, ее до сих пор ставят.
Удивительно...
В конце пары нам дали темы рефератов - их нужно будет сдать летом.
Забавно. Когда-то я говорила своим детям, что если они пройдут "Соло на клавиатуре", им будет легко писать рефераты.
Не думала, что и мне пригодится "Соло" для написания рефератов.
Органный концерт.
История музыки получилась с продолжением.
Первый реферат, который я должна была сдать, был об органной музыке 17 века - до Баха.
Среди композиторов, о которых я писала, Пахельбель и Букстехуде. В замечательном учебнике Т.Ливановой "История западноевропейской музыки" я прочитала довольно подробный рассказ об их творчестве, но никогда не слышала их произведений.
И вдруг, рассматривая репертуар Дома органной музыки, я увидела в программе органных концертов эти имена. И захотелось послушать.
Дом органной музыки - это костел. Раньше говорили - "бывший костел". А теперь - действующий.
Коцерт, как оказалось, провели в рамках недели Франции в Украине. Выступал Жан Мария Лероу, директор музыкальной школы в Париже.
Билеты купили перед самым началом.
Мы сидели в центре: все видно, а смотреть тоже интересно.
Особенно восхщало, как француз играет ногами - бегом. Возле органа было прикреплено зеркало, я все думала - зачем? Потом поняла, чтобы было видно
лицо органиста. Но зеркало свешивалось набок и лица не было видно.
Концерт - несколько пьес разных композиторов, начиная с Букстехуде и Пахельбеля.
Удивительно, но прочитанное совпадало с услышанным. Интересно было почувствовать разность стилей.
Органист играл с воодушевлением, а после каждой пьесы по-мальчишески перебрасывал ноги через скамейку, на которой сидел, выходил к публике и, улыбаясь, кланялся. И во всем было столько радости!
Когда в конце он вышел на поклон, ему так хлопали, что органист растроганно начал что-то говорить по-французски. Тут же вышел молодой паренек и стал переводить:
"... многочисленность и доброжелательность вашей аудитории может послужить примером французской публике..."
Кстати, зал был почти полон.
"... я благодарен тем (фамилии), кто устроил мне этот концерт и турне по Украине... я благодарен моей семье (у меня сегодня день рождения)..."
В этом месте публика так начала хлопать, что переводчик не успел ничего договорить, а расстроганный органист сказал, что приготовил "бис", это по его мнению одна из самых красивых пьес французской органной музыки, автора я не запомнила, но жил в 18 веке, во времена Людовика 14-го, а название оказалось непереводимым.
А пьеса в самом деле красивая - как спокойная вязь.
После концерта пешком возвращались домой.
На улице было тепло. На душе - празднично.