Вокал.
Для меня вокал оказался очень сложным предметом — я не пела во взрослой жизни.
Теперь нужно было забыть жившее во мне «я не пою», и каждый семестр учить новые вокальные произведения.
У меня были разные педагоги, и я почувствовала, как важно, кто и как занимается постановкой голоса.
Были занятия, где происходила потрясающая настройка — и физическая — всего голосового аппарата, и психологическая — моего внутреннего состояния. Тогда у меня исчезал страх перед неправильно взятым звуком, и появлялся голос — такой яркий и звонкий, что казалось, поет
Были занятия, суть которых выражала фраза: «громче и эмоциональнее». Тут происходил зажим, и голос терялся.
По идее, все верно: исполнение должно быть эмоциональным, и звук, правильно сформированный, летящий свободно, будет громким.
Но достичь такого исполнения можно только тогда, когда внутри чувствуешь себя свободно, когда эмоции переполняют, и ими хочется поделиться.
А продемонстировать то, чего нет, или, по крайней мере, не ощущаешь, просто невозможно.
Вот и получалось, что после одних занятий я шла домой окрыленная, и казалось — все могу!, а после других уставала так, что иногда на несколько дней теряла голос.
По дороге в институт.
Наверное, я проучилась целый год, прежде, чем узнала, что каждый раз по дороге в институт я прохожу мимо дома, где жил мой папа после войны.
Они с бабушкой (папиной мамой) жили в подвале старого, еще дореволюционного, трехэтажного дома с высокими потолками.
Папа рассказывал, как
Я рассказала папе, что окна подвала, где он жил, заколочены, а на первом этаже открыли очередной магазин дорогой одежды, и в витринах стоят манекены.
Папа сказал: «В моем детстве на первом этаже была библиотека, как раз над моими окнами — читальный зал, и я проводил там часы, и столько книг прочитал!»
Папа открыл для меня много «не школьных» авторов и произведений, и я всегда удивлялась его начитанности, но не знала, что в школьные и юношеские годы у него была такая замечательная «домашняя библиотека». А тут — к слову пришлось…
Однажды, когда
Папа говорил, что двор казался ему огромным, они с мальчишками играли в прятки, и всегда было где спрятаться. А зимой посреди двора заливали каток, и они играли в хоккей. Или просто катались на коньках.
Наверное, каток заливали на этой маленькой детской площадке. Как же тут играть в хоккей?
Но ведь в детстве все выглядит иначе.
Я посмотрела на окна — почти всюду стеклопакеты, теперь это престижное жилье в центре города. Во дворе дорогие машины, въезд закрывает шлагбаум.
Тогда — в
Когда они с бабушкой в
Я сидела во дворе папиного детства, и не замечала времени…
Художественная культура.
К концу учебы я узнала, что на нашем факультете готовят не только преподавателей музыки, но и преподавателей художественной культуры — такой предмет только недавно ввели в старших классах.
Поэтому, к неудовольствию преподавателей музыкальных дисциплин, на 5 курсе много часов отдали совсем немузыкальным предметам: истории изобразительного искусства, истории театра, основам материальной культуры, методике преподавания художественной культуры.
Но как же интересно было ощущать время в разных сферах жизни и искусства!
Появилась цельность в восприятии эпох: одежда, быт, архитектура, живопись, музыка, литература, театр, исторические события — все было взаимосвязано, все сливалось в одну картину. События становились зримыми, и мне на удивление легко стало запоминать даты и имена.