Сольфеджио
На установочной сессии по сольфеджио было всего 2 занятия.
Те, кто закончили музучилище, на эти пары не ходили. Пришли «школьники» – те, у кого за плечами только музшкола.
Преподавательница с 30-летним стажем оценила уровень нашего незнания и неумения и стала учить простым вещам.
– Когда поёшь ноты, вместо «а» нужно петь «о», вместо «е» – «и». Так звук получается чище, точнее.
Я попробовала – в самом деле, другой звук получается, точечный.
– Для того, чтобы научиться петь интервалы, главное – петь кварты.
– Почему?
– Не могу объяснить, но опыт показывает, что именно они создают основу для всех остальных интервалов. Кварты чёткие, жёстко ограничены, как 3-я полка в общем вагоне.
Интересное сравнение. Но – это объяснение понятно мне, я так ездила однажды. Знают ли сегодняшние студенты, что такое третья полка в общем вагоне? Всё-таки жизнь стала комфортнее, спокойнее. Дороже, конечно. Но такой ограниченности, зажатости – временем, возможностями, пространством – сейчас нет.
– Самое сложное для хора – чтобы получился унисон.
А я-то думала, что петь в унисон проще всего. Но оказалось, что все поём одну ноту, и каждый правильно, но звук не сливается в один, а расползается. Незаметная неточность одного в хоре множится и становится слышимой.
На зимней сессии была другая преподавательница – совсем молоденькая девушка. Она сама недавно ещё училась, и поэтому к студентам относилась сочувственно. Ей были так понятны наши ошибки!
А когда мы что-то делали правильно, она так радовалась, что даже ставила «пятерки». Мы удивлялись и благодарили: «Спасибо большое!»
Гармония
Замечательное название у предмета. Но оказалось, это скорее математика, стройная, логичная. Глубинный смысл теряется в логике построений, приходится до него докапываться.
Хотя начинать нужно с другого – с движения музыки, и тогда все построения будут иметь смысл.
Впрочем, так многие предметы, и математика тоже – за внешней канвой конструкций, формул теряется главное – смысл.
Хор
Последний раз я пела в хоре, кажется, лет в 10.
И вот, спустя 30 лет, снова хор.
Милая дама средних лет ведёт занятие. Голос высокий, юный, улыбка, и – жёсткое требование дисциплины. Последнее для заочников самое сложное – необязательность посещения лекций расслабляет.
А здесь, оказывается, всё всерьёз: произведения, которые мы учим во время каждой сессии, составляют репертуар хора на госэкзамене. Каждому нужно будет дирижировать хором и каждому достанется 2 или 3 произведения из пройденного.
Петь в хоре мне и в детстве нравилось – ощущение сопричастности возвышало.
Есть какая-то удивительная красота и высота в одновременном звучании голосов. Так мне кажется изнутри. Как звучит наш хор снаружи, не знаю. Боюсь, пока в нём больше недостатков, чем достоинств.
Староста группы, закончившая музучилище по классу хорового дирижирования, сказала мне:
– Ты поёшь открытым звуком, лучше совсем не пой!
Совсем не петь не интересно, но зато можно петь тихо – тогда восторженное ощущение сопричастности не нарушает общего звучания.
История западной музыки
В расписании занятий обнаружила странный предмет – «ИЗМ».
Оказалось – история западной музыки.
Первая пара не состоялась по техническим причинам – в расписании не было аудитории, а деканат был закрыт (время вечернее), и мы не могли узнать ни кто нам читает, ни где.
Потом было жаль, что пропала такая лекция.
История музыки оказалась увлекательным предметом. После первой лекции я дома блистала новыми знаниями:
– Как вы думаете, откуда взялось название «лирика»? Поэты древности читали свои стихи о любви, аккомпанируя себе на лире! Их стихи сохранились, а музыка – нет. Но ведь была!
Вторая лекция – о появлении оперы.
Внутреннее удивление – а что, когда-то оперы не было? К привычным явлениям относишься, не задумываясь: опера для меня такая же данность, как и многое другое.
Оказывается, опера сравнительно молода – ей всего 400 лет. Появилась она на рубеже 16 и 17 веков и выросла из драматических спектаклей, сопровождавшихся музыкой. И, как в любом процессе, здесь есть не только начало, развитие, расцвет, но и угасание, а потом возрождение – новые формы.
Третья лекция – рассказ об итальянской комической опере.
Она появилась из сценок, которые разыгрывались в антрактах оперных спектаклей. А выросла в самостоятельный жанр. Мы слушали старую потрескивающую пластинку с сравнительно недавней (лет 30 назад) записью оперы «Служанка – госпожа». Опера написана в 1733 году, но, оказывается, её до сих пор ставят.
Удивительно…
В конце пары нам дали темы рефератов – их нужно будет сдать летом.
Забавно. Когда-то я говорила своим детям, что если они пройдут «Соло на клавиатуре», им будет легко писать рефераты.
Не думала, что и мне пригодится «Соло» для написания рефератов.
Алла Азарх