18+

Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ступенькоруб или подкидыватель?

Какой психолог показывает большую эффективность в деле

«Задавать вопросы – это как рубить ступеньки. Клиент по ним может легко взобраться. А выдавать гипотезы – это как резко подбросить клиента. Не факт, что он потом быстро придёт к той точке, которая вам как психологам видна». Услышала эту фразу, когда была на очередной сессии по гештальт-терапии. Она меня поразила своей точностью и глубиной. 

 

Перед глазами сразу возникли две картины. 

Сеанс у психолога. Клиент в печали, озадачен, огорчён, загнан в тупик, опустошён. В общем, весь тот букет, который на психологическом языке называется одним словом – фрустрация. Разумеется, клиент хочет выйти из этих состояний, найти опору и, оттолкнувшись от неё, выкарабкаться из ямы отчаяния. Для конкретики допустим, что клиент – девушка, у которой проблемы в отношениях с её молодым человеком. Психолог как раз хочет помочь девушке. 

 

Картина первая 

Психолог после некоторого исследования жизни клиента понимает, что к чему. Сводит причину А и следствие Б. И видит, какие изменения В должны произойти в клиенте, чтобы снизить уровень фрустрации. 

Допустим, он узнаёт, что у девушки были напряжённые отношения с её отцом – он постоянно осуждал девочку, критиковал по поводу и без, был трудоголиком и всю свою жизнь посвятил своему делу. Ради семьи, конечно же. 

Ещё психолог узнал, что прежние партнёры у девушки были, скажем так, с изюминкой. Один – игроман, другой – часто прикладывался к бутылке с пивом («Ну вечером раздавить пару-тройку бутылочек можно же?»), а третий – очень любил свою маму, ну о-о-о-очень (так, что сделал копию ключей от совместной с девушкой квартиры, и та каждый день наведывалась к ним с визитами а-ля «Я просто посмотреть, всё ли у вас хорошо, вытирает ли Манька пылюку, кормит ли тебя щами и котлетами»). Вроде всё хорошо, да? Но в отношениях почему-то ставилась болезненная точка. Девушка уходила, так и не сумев заслужить любовь Того самого. 

Психолог начинает «рубить» ступеньки при помощи вопросов. Например: 

– Мария, а быть в отношениях с мужчиной – это как для тебя? Какая роль у мужчины, какая – у тебя? 

– Маша, когда мужчина сказал тебе, что он будет играть 15 часов в сутки, а ты сама как-нибудь развлеки себя, как для тебя это было слышать? Что ты почувствовала? 

– Давай порассуждаем на тему того, какие общие черты есть у этого мужчины и твоего отца? 

Ступенька за ступенькой, психолог показывает Марии лестницу, по которой она может взобраться наверх и увидеть с этой высоты свою жизнь. Все те хитросплетения узлов причин и следствий, которые в ней происходили. Увидеть ключевые узелки, в которых сконцентрированы триггерные моменты.

Окинуть взором всё это пространство с высоты гораздо легче, чем пытаться понять его, сидя у подножия. Клиентка может взобраться на одну, две, три ступеньки. Может дойти до вершины. А может и не делать этого. И это тоже будет её выбор. 

 

Картина вторая 

Психолог после рассказа клиентки о её жизни и отношениях сразу всё понял. Причина – в токсичных отношениях с отцом. Налицо – созависимость. Пока девушка не разберется в отношениях с отцом, ей так и будут попадаться Не те самые мужчины, с которыми не сварить даже самую простейшую овсянку. И никакие масло и сахар не украсят пригоревший и сухой вкус каши. 

Задача – из своего нынешнего взрослого состояния обратиться к своей раненой детской части, понять её потребности, которые были не удовлетворены в детстве. Смоделировать несколько диалогов. Сначала – взрослой Маши и Маши-ребёнка. Дать возможность себе услышать... себя. Потом – Маши-ребёнка и отца в прошлом. Проговорить все обиды, все ожидания, всю боль, которая сконцентрировалась в девочке Машеньке. Поставить точку в недосказанности. Закрыть гештальт. А затем вернуться к взрослой Маше и нынешнему отцу и уже, собрав в кучку все инсайты, полученные на предыдущих шагах, выйти из позиции созависимой на уровень выше.

Быть на равных.

Быть независимой. 

Всё это проносится в голове у психолога, и он... выдаёт клиентке лишь концовку. Мол, Маша, перестань выпрашивать у всех мужчин, как и у своего отца, внимание и любовь. Найти источник любви сначала в себе, полюби себя, а не ищи признания у тех, кто тебе его никогда не даст.

Психолог сгребает в охапку и так разбалансированную Машу и подкидывает её высоко-высоко. Увидит ли она ситуацию со стороны? Возможно, да. Услышит ли она смысл слов? Захочет ли смотреть на пространство своей жизни (напомню, клиентка в полёте)? Поймет ли на самом деле (это важно!), в чём причина её бед, или ограничится приложением подорожника к кровоточащему, в язвах, многолетних коростах, раненому сердечку? Скорее всего, нет. 

Шок-терапия чаще всего не доводит до правильного результата. А если и доводит, то эффект от результата продлится недолго, и вот уже Маша снова сидит в кабинете у психолога. 

Именно поэтому психолог-ступенькоруб будет гораздо эффективнее психолога-подкидывателя. Суть проблемы они понимают одинаково, но вот методы используют разные. Когда клиент двигается к цели постепенно, ступенька за ступенькой, он, что говорится, присваивает себе опыт и проживает его полноценно. Поэтому и процесс, и результат такой терапии приобретает высокую ценность для него. Когда клиент резко взмывает вверх на мощной силе выдвинутой психологом гипотезы, он не успевает в полёте ничего рассмотреть, и уж тем более – полноценно присвоить что-либо. Это слово произошла операция по смене головы клиента на психолога. 

Какая из картин вас привлекла? Хочется пройтись по ступенькам (это не быстрый путь) или же быстренько взлететь высоко? 

Виктория Каменская,
психолог, соционик

48


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: