Рекомендательные сервисы работают давно и вполне неплохо выполняют свою работу: обычно людям нравится то, что им подсовывают ленты, ведь чаще всего вкусы ограничены конкретными рамками.
Среди моих знакомых есть разные ценители: кто-то не может вытерпеть женского вокала, кто-то совсем не слушает песни на русском языке, кто-то никогда не включает хип-хоп — не считает его искусством.
Их вкусы имеют постоянство.
В то время как мои вкусы меняются со временем — и не только глобально, но и ежедневно, ежечасно. По дороге на работу я слушаю джаз. Уходя с работы, включаю брейкбит. Дома на колонке ставлю пост-панк.
Мне нравится всё — или хотя бы многое, — но не одновременно. На восприятие влияет контекст: компания, настроение, самочувствие, местоположение.
Поэтому во всех рейтингах, топах, лайках и других оценочных системах «умных рекомендаций», которые изучают пользователя, есть один недостаток — контекст не может быть учтён;
субъективность оценки остаётся в моменте.
Все собранные для меня плейлисты мне не нравятся. Они, будучи динамичными по настроению и жанру, швыряют слушателя из состояния в состояние. Чтобы этого избежать, я цепляюсь за одну композицию из плейлиста и слушаю весь альбом, к которому она принадлежит.
Это касается не только музыки.
Друзья советуют мне посмотреть «Убийство священного оленя». «Кинопоиск» говорит, что фильм мне не очень подходит — даёт всего 60% вероятности, что он мне понравится. Может, и не стоит тратить на него время — рекомендация дана на основе моих же предпочтений.
Но я открываю историю оценок и поражаюсь: фильмы, о которых я уже и забыл, оценены невероятно высоко — девять, десять баллов. Шедевры.
Шедевры, о которых я уже и знать не знаю.
Получается, если красота и замечательность фильмов растворились где-то во времени, он не заслуживает высокого балла. Возможно, смотрел я его зря — искусство должно быть проникающим, цеплять и отзываться глубоко в душе.
Такая амплитуда мнений вызывает вопросы — как судить? И как судить правильно? Стоит ли доверять рекомендациям, в основе которых лежит моментная оценка — поставленная тогда, когда впечатления от просмотра были ещё горячие?
Если «Убийство священного оленя» не отложится в памяти, двух потраченных часов будет жалко. Может, стоит доверять сервису, но... друзья, которые знают меня лично и различают мои более-менее актуальные вкусы, советуют это кино.
«Кинопоиск» не переспрашивает, изменился ли мой вкус по прошествии времени — в этом его проблема. Он собирает свежие эмоции и делает не самые правильные выводы.
Я решил довериться друзьям. Умной ленты лучше пока не придумали.
Василий Исаков