Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Свой запас идей

Когда художник нужен любому режиму

Иван Лубенников похож на титана. Рослый, крепкий, громогласный, основательный во всем. А как иначе строить метро? Станции «Сретенский бульвар», «Славянский бульвар», новый выход «Маяковской», композиция «Курочка Ряба» на станции «Мадлен» 14-й линии парижского метро сделаны Лубенниковым и его учениками, коих — большая мастерская в Суриковке. Амбиции Прометея он больше всего любит внушать именно им. А для всех остальных художник, много работающий в сакральных общественных пространствах — храмах, театрах, музеях, общественном транспорте, недавно выпустил две книги — с картинками и для чтения.

Лубенников работает при любой власти не потому, что умеет стоять у трона. Он умеет делать свою работу лучше многих — и потому проблемы «художник и власть» для него не существует. Он нужен любому режиму, потому что отличный работник, умеющий объяснить, почему он прав.

– Что такое для вас госзаказ?

— Единственно возможная и очень почетная форма работы. Смотрите — советскую экспозицию в Освенциме я делал в советское время. Не покривив душой ни перед историей современного искусства, ни перед историей как таковой. Нас не трогали, потому что было решение Политбюро все сделать к празднику, поставщики материалов готовы были выполнить любой наш каприз. Мы были абсолютно свободны в рамках госзаказа. Все разговоры про свободу и несвободу — книксен перед общественным мнением. В современном мире нет другого мифа, вокруг которого имеет смысл танцевать, кроме мифа о свободе.

Если у меня есть внутренняя свобода, мне никто ничего не может запретить. Как-то на партийной комиссии для отправляющихся за рубеж меня спросили: «А если вас спросят, почему нет свободы в современном искусстве?» — я честно ответил: «У вас ложная информация. Вас обманули».

— Почему сегодня закрыта советская часть экспозиции в музее Освенцима, которую вы делали вместе с Александром Скоканом?

— Проблема сугубо политическая. Проамериканский крен польской внешней политики таков, что полякам сегодня хочется, чтобы Освенцим освободили американцы. Мы с Сашей Скоканом честно указали в мемориале цифры — сколько советских солдат погибло при освобождении Польши и освобождении Освенцима конкретно. Полякам это не нравится. Поэтому пока закрыто.

— С внутренней свободой у вас всегда было хорошо?

— С внутренней свободой стало хорошо постепенно. В молодости было много комплексов, остались самые необходимые. Но, обретя эту опору внутри себя, яснее осо-знаешь и внешние опасности, которых сегодня объективно больше. Чтобы противостоять ему, я даю ученикам и детям единственный совет: чтобы прожить, надо что-нибудь одно уметь делать лучше, чем все остальные. Это гарантия того, что ваш корабль все равно выплывет. Добытую 20 лет назад свободу транжирят сейчас те, кто за нее не боролся.

— Как вы относитесь к лейттеме последних лет — «надо валить»?

— А куда? Кому? Мы не конкуренты никому, даже самим себе. Генетические бездельники. Но начать работать рано или поздно придется. Или за нас придут работать и жить китайцы. Надо видеть свое отражение в чем-то серьезном и создавать систему зеркал — на своем рабочем месте, в семье — это возможно.

Для профессиональных художников есть много возможностей уехать. Кто хочет — уезжает. У меня много работы за границей, но я считаю, там нечего ловить. Европейская цивилизация закончилась, американская еще раньше, к азиатской надо привыкать.

Мы как-то делали еще при Горбачеве с Сашей Скоканом в Хаммеровском центре инсталляции к форуму «За выживание человечества». Я пришел в Минкульт к тогдашнему начальнику главка по ИЗО Генриху Попову, и он вдруг говорит: «Ну ты видел, как американцы сделали, а?» «Так я и есть тот самый «американец»…» — отвечаю.

Если живешь по совести и любишь работать — живи, где родился. А у нас сейчас можно поднять с земли камень и выгодно его продать. Это самое ужасное: люди оказались готовы воровать, прожив целую эпоху в спертых страстях.

— Вы очень не любите концептуалистов, постмодернистов?

— Илья Кабаков — один из моих любимых художников. Сейчас он рисует картины. Выписывает огромные батальные сцены с людьми и лошадьми. Это говорит о том, что все возвращается на круги своя. Но чтобы вернуться к рисованию, надо уметь рисовать. Современная цивилизация придумывает множество подножек на пути к ремеслу и искусству. Ты обязан не учиться, ты обязан потреблять. Многих поза интересует больше результата. Но от позы быстро наступает усталость жанра.

Сегодня приходится мариновать акул, чтобы произвести впечатление. Но акулы протухают, аквариумы с ними текут. Инсталляция как инструмент ограничивает в выборе выразительных средств. А в живописи возможно все.

— Кто вам нравится из новых художников?

— Саша Бабин-младший, по таланту сопоставимый с Анри Руссо по прозвищу Таможенник, одним из сильнейших художников последних веков. Саша сидит дома, рисует пейзажи, продает их за копейки, и в этом виноваты все — и я, и он, и критики. Еще один великий художник нашего времени умер недавно — Андрей Васнецов, внук «Трех богатырей». Настоящий художник нашего времени, которого не оценит ни Европа, ни Америка. У них на такие раздражители не заточен разум и чувственный механизм.

У меня есть национальный кураж: я часто представляю русское искусство за рубежом. Но когда в галерее рядом с королевским дворцом в Гааге у меня открывается выставка, тут же на окраине на травке с трейлера за бесценок начинают продавать современный русский импрессионизм, плохо понятого Сезанна. Его везут тоннами в Европу, чтобы как-то сбыть. О престиже русского искусства в этом трейлере разговор не идет.

— В чем вы видите свою этическую задачу?

— Она неизменна — быть искренним и приучать к искренности остальных. Художник при любой погоде должен являть собой в этом смысле пример. Нельзя рисовать, преподавать и быть голословным.

Легко отпустить молодежь туда, где она будет клеить газеты, заниматься бульварным искусством, которое вынуждено конкурировать со СМИ, потому что у современного искусства нет своей среды обитания. Со мной они заняты серьезной формой, а я над ними динозавр в ожидании ледникового периода. Но почему-то климат теплеет. Я же ведь понимаю, что пройдет какое-то время — и начнется полная беда, потому что рисовать никто не будет уметь. Поэтому мои ученики еще понадобятся — с ремеслом, умением сформулировать любую задачу и точно ее решить. Тусовка, фейерверк — это все хорошо, но поднялся ветер, и дым унесло. А кто метро будет делать, фундаментальные вещи? Это ремесло, и тяжелое, и тут надо уметь реагировать на задачу, иметь свой запас идей.

Присутствие художников в потоке жизни может его тормозить и ускорять. От каждого многое зависит. Я это понял годам к 35. Это только кажется, что мы толпа и ничего не соображаем. Художники — не худшая часть общества, прямо по Платонову: «Без меня народ неполон».

Екатерина Весенина

725


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95