Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Так где же висел портрет Багратиона?

Весна. Полки книжных магазинов ломятся от пособий, которые должны облегчить будущим выпускникам и абитуриентам подготовку к ЕГЭ. Но облегчат ли?..

Мой ребёнок учится в 10-м классе, но уже вовсю готовится к ЕГЭ. У дочки по литературе отличная успеваемость, но всё равно мы накупили по этому предмету пособий, чтобы иметь представление о примерных заданиях, а заодно и проверить уровень подготовки ребёнка. Кстати, я и сама попыталась протестироваться, интересно же проверить себя! При всей моей любви к литературе и весьма неплохих, как я считала, знаниях (по литературе в школе были одни пятёрки, да и факультет филологии и журналистики окончен с красным дипломом) это оказалось не так-то просто.

Некоторые задания откровенно удивляют. Например: «Укажите, кто является автором памятника Пушкину на Тверском бульваре: 1) Опекушин; 2) Антокольский; 3) Меркурьев;

4) Церетели» (стр. 158). Правильный ответ — Опекушин. Но откуда это знать школьнику? Разве это имеет непосредственное отношение к школьной программе?

А как вам такой вопрос: «Укажите, у кого из помещиков в романе Н.В. Гоголя „Мёртвые души“ висел в доме портрет Багратиона: 1) у Манилова; 2) у Плюшкина; 3) у Собакевича;

4) у Ноздрёва»? Кстати, судя по всему, автор учебника и сама не знает, где же висел портрет прославленного полководца: в ответах дан Ноздрёв, а висел-то портрет у Собакевича! Вот цитата из Гоголя: «Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: „Прошу!“ Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. (...) Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знамёнами и пушками внизу и в самых узеньких рамках». Конечно, в контрасте портрета Багратиона с портретами греческих полководцев и с фигурой самого Собакевича есть глубокий философский смысл, но, пожалуй, докопаться до него не по зубам школяру, и потому в школьной программе внимания этой детали интерьера никогда не уделяют. Да и так ли важен этот портрет Багратиона для понимания произведения великого классика?

Но это, как говорится, ещё цветочки. Читаю очередное задание: «В строке „Серебрит мороз уснувшее поле“ используется: 1) аллегория; 2) гипербола; 3) противопоставление; 4) метафора». Вы решили, что это — метафора? А вот автор пособия уверяет, что противопоставление (!). Но что и чему тут можно противопоставить — загадка.

Или другой вопрос — по творчеству Булгакова: «Кто из свиты Воланда во время последнего полёта принимает облик „худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существует в мире“? 1) Бегемот; 2) Азазелло; 4) Коровьев; 5) Мастер». В ответах дан вариант 3 — Коровьев. Однако у Булгакова, автора «Мастера и Маргариты», можно прочесть иное: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».

Островскому повезло ещё меньше. На вопрос теста по пьесе «Гроза»: «Что, по мнению сумасшедшей барыни, грозит гибелью? 1) любовь; 2) вольные нравы и обращение; 3) красота; 4) супружеская измена» — в этом пособии тоже имеется свой ответ: «вольные нравы и обращение». А вот что написано у самого Островского (сумасшедшая барыня появляется дважды, в первом и четвёртом действиях пьесы, и дважды говорит практически одно и то же): «Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведёт. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут!» Это слова барыни в первом действии. В четвёртом она обращается к Катерине: «А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!» И ни слова о вольных нравах и обращении!

В этом же тесте предлагается найти соответствие речи действующим лицам пьесы. В ответах слова «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле живёте! И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» приписываются Кабанихе, а «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила» — Феклуше. У Островского же — наоборот: первые слова — Феклуши, вторые — Кабанихи.

В ответах на контрольные тесты для 10-го класса на один и тот же вопрос («Укажите, какую позицию занимает в романе-эпопее „Война и мир“ Л.Н. Толстой»), трижды встречающийся в различных вариантах теста, даны противоречивые ответы: дважды — вариант «бесстрастного наблюдателя» и один раз — «человека, глубоко переживающего и комментирующего описываемые события». Как это понимать?

В общем, пособие больше похоже на головоломку, чем на книгу, действительно способную помочь подготовиться к ЕГЭ. Ведь даже отличник усомнится в своих знаниях, когда заглянет в ответы в конце книги. Спрашивается: зачем нужны такие пособия? А ведь помимо автора над данным изданием трудились ещё четыре (!) редактора. Интересно, стали бы эти люди рекомендовать своим детям такое учебное пособие? И в чём виноваты другие родители, успевшие купить данное издание? А главное — почему над учебной литературой нет должного контроля и издательства, пользуясь спросом на пособия по ЕГЭ, тысячами тиражируют ошибки и недоразумения, от которых у кого угодно зайдёт ум за разум?

Галина ШЕФЕР

Случайные опечатки? Может быть. Мы решили проверить и отправились в книжный магазин. Пособия по подготовке к ЕГЭ-2009, которые рецензировала мама десятиклассницы, уже раскупили, нам досталась книга Е.В. Михайловой «ЕГЭ 2010. Литература. Сдаём без проблем!». Открываем наугад и упираемся в вопрос: «Как звали собаку Понтия Пилата, героя романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита?» Какая разница как её звали, эту собаку?.. Ни к сюжету, ни к основной мысли романа её имя не имеет ни малейшего отношения.

Ну ладно, а что с «Грозой»? В этом пособии тоже предлагается определить, кому из героев принадлежат слова «Не слыхала, мой друг, не слыхала...». Разница в том, что в ответах они приписываются уже не Феклуше, как в прошлогоднем пособии, а... Катерине. Конечно, автор книги, уверены, прекрасно знает, кто «не слыхал», просто к определённой буковке в ответах надо было пристроить определённую циферку, чуть зазевался — тут путаница и вышла. Бедные дети. Им в отличие от автора с редакторами, которым торопиться совершенно некуда, разобраться с буковками и циферками надо очень быстро. При чём здесь литература?..

906


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95