Народный артист России Борис Морозов убежден, что военная проза по-прежнему способна тронуть сердца молодых, верит, что театр, как солдат, может защитить Отечество, и признается: идея лаборатории молодых драматургов и режиссеров подсказана министром обороны Сергеем Шойгу. Об этом главный режиссер Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) рассказал «Известиям» накануне юбилея: 6 февраля коллектив отпразднует 90 лет со дня основания.
— Как планируете отмечать столь славную дату?
— Юбилей по традиции отпразднуем в конце сезона. А непосредственно в этот день будет как бы внутренний праздник. Мы наконец открываем музей. Экспозиция отразит всю жизнь коллектива начиная с 1930 года, когда был сыгран первый спектакль «К.В.Ж.Д.». Будут отражены самые значимые события, представлена галерея артистов, составивших славу театра. Отдельное место отведено сегодняшней жизни коллектива. Выставка расскажет о неразрывном союзе театра и армии. Великая Отечественная война, Афганистан, горячие точки на территории бывшего Советского Союза, Северный Кавказ и Чернобыль… Везде был наш театр.
— Насколько знаю, и в Сирии вы были.
— Да, выступали в наших воинских частях с концертами. Помимо этого ездим на Дальний Восток, на Северный флот и вообще по всей стране. В этом сезоне были в Мурманске на праздновании 75-летия освобождения Заполярья от фашистских захватчиков. Это две линии — спектакли, которые мы играем на своих сценах в театре, и жизнь, связанная с армией: дальние точки, армейские клубы, гарнизоны.
— В юбилейный сезон вы поставили «Барабанщицу» Афанасия Салынского, которая в 1960-е годы с успехом у вас шла. Любите ретро?
— Тогда «Барабанщица» была сыграна около 850 раз. Это спектакль-легенда. В новой постановке мы постарались соединить два важных события: юбилей Великой Победы и наш. Стояли перед выбором — в репертуаре есть героическая комедия «Давным-давно», премьера которой состоялась в 1942 году. Можно было бы, наверное, приурочить ее к праздничным датам. Но мы решили вернуть «Барабанщицу». Спектакль, повторюсь, легендарный, утверждающий тему патриотизма, служения Отчизне и веры в нее. Он был украшением афиши многие годы, через него прошли мощные артисты. Сегодня заглавную роль играет молодая Ольга Герасимова.
— Известная драматургия и проза, касающаяся Второй мировой, в основном написаны людьми, которые прошли войну. С годами этот материал постепенно уходит в прошлое. Удается ли вам, условно говоря, стряхивать историческую пыль?
— Это важный вопрос. Приведу в пример несколько спектаклей из сегодняшнего репертуара. На большой сцене идет «Судьба одного дома», где собраны такие авторы, как Виктор Астафьев, Василий Гроссман, Василь Быков, Булат Окуджава, Виктор Некрасов, Юрий Бондарев. Они прошли войну, писали про то, что знали и чувствовали. На малой сцене играем «Вечно живые» Виктора Розова. Есть спектакль «С тобой и без тебя» по фронтовой лирике Константина Симонова. Готовим спектакль по пьесе Василя Быкова «Третья ракета». На экспериментальной сцене актеры нашей детской студии тоже играют спектакль о войне. В конце апреля планируем целую декаду, посвященную нашим спектаклям на военную тему.
Теперь к вопросу о том, что некоторые вещи, как вы сказали, морально устарели. Они не устарели, а скорее забыты или же нивелированы временем. Когда обращаешься к таким понятиям, как вера, служение Отечеству, возникает задача ощутить дистанцию, которая отдаляет нас сегодня от этих святых понятий. Смотрю на молодых зрителей, когда заканчивается спектакль «Судьба одного дома», и вижу осмысленные глаза. В финале на сцену выходит народный артист РСФСР, участник Сталинградской битвы Александр Алексеевич Петров. Это точка соприкосновения времен. Или на спектакле «Вечно живые», куда школьники приходят целыми классами, я вижу, как они искренне аплодируют стоя, как они обожжены этой темой.
В ГИТИСе, где я много лет веду актерский курс, есть практика делать отрывки на свободную тему. На одном из курсов я предложил студентам военную тематику. В результате ребята сделали замечательные отрывки. Поэтому, когда говорят, что порвалась связь времен и многое потеряно, я считаю, что это не так.
— Должен ли театр отстаивать правду исторических событий?
— Безусловно. 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. Театр тоже защищает Отечество, отстаивая историческую правду, духовность и культуру. Я ученик Андрея Алексеевича Попова, в этот театр пришел студентом и делал свой первый дипломный спектакль. Вернулся через некоторое время, служу уже 25-й сезон. Вспоминаю, что кто-то из нас, тогдашних студентов, спросил у Попова, зачем вообще нужен театр. Андрей Алексеевич ответил простой, но мудрой фразой. «Театр, — сказал он, — нужен, чтобы помочь человеку жить». А это значит, что в любом спектакле должна быть энергия созидания. Есть замечательная формула: качество спектакля определяется тем, насколько долго он живет в душе зрителя после закрытия занавеса.
— Театр Российской армии, по сути, заложник своего названия, как и, например, Театр сатиры, то есть предполагает определенную концепцию?
— Вовсе нет. Обратите внимание на историю: кроме спектаклей на военно-историческую тему в репертуаре были «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Укрощение строптивой» Шекспира, «Смерть Иоанна Грозного» Толстого, «На дне» Горького, «Дама с камелиями» Дюма. Театр армии не замыкается в узкой ведомственной теме.
— Тем не менее на сцене ЦАТРА с трудом можно представить себе новаторские постановки модных молодых режиссеров — они попросту не впишутся в эстетику и тематику.
— Каждый занимается тем театром, который любит. Пусть будет всё. Важно — во имя чего ты это делаешь. Я остаюсь учеником Андрея Попова, своими учителями также считаю Товстоногова, Эфроса, Гончарова. Что объединяло этих художников? Предельно уважительное отношение к автору, пьесе, слову. Высокая классическая драматургия. Она как шкатулка, в которой открывается одно пространство за другим. Эти произведения бездонны. Есть пьесы, которые я поставил однажды и закрыл для себя, а есть те, к которым по возможности возвращаюсь.
Например, дважды ставил «Чайку» и понимаю, что поставил бы еще — она для меня неисчерпаема. В работу над таким материалом входишь одним, а выходишь другим. Ставишь какие-то новые вопросы, которые вдруг становятся важными, необходимыми для понимания самого себя сегодняшнего. В этом я вижу современность классики, а не в том, чтобы одеть всех в современные костюмы и дать в руки мобильные телефоны. Современность спектакля проверяется зрителем. Вот пришел человек: ему интересно? Если да, значит, театр современен. Бывает, что и в наш театр приходит зритель, который ждет некой «развлекаловки». Но театр — это прежде всего процесс сопереживания, сотворчества, предполагающий взаимную затрату энергии.
— На экспериментальной сцене недавно прошла творческая лаборатория, в рамках которой режиссеры ставили пьесы молодых авторов об истории России. Каковы результаты?
— Лаборатория соединила драматурга и режиссера. В этом был ее смысл. Тему подсказал министр обороны Сергей Шойгу. Он предложил обратить внимание на конкретные исторические моменты. Такие, например, как первый день Великой Отечественной или августовский путч 1991 года. В итоге у нас появились три интересных спектакля. Первый — «Конец Берии»: тема вам, думаю, понятная. «Люди ждут, когда танки пойдут» — о событиях путча. И «Что с тобой теперь» — о дочери Михаила Тухачевского. Тема процесса над ним открыта в спектакле не через судилище, а через судьбы детей. А один из экспериментов вырос в большой проект, которым мы уже занимаемся, — спектакль об открытии Арктики. Он будет называться «Святая Анна». Музыку пишет Максим Дунаевский, режиссер — Василий Бархатов. Сыграем его на большой сцене.
— В труппе ЦАТРА есть как именитые артисты, прошедшие войну, так и вчерашние выпускники театральных вузов. Для вас важно поддерживать связь поколений?
— Всё время говорю артистам: мы отвечаем за то, что было до нас. В начале сезона заложили звезду в фойе театра, посвященную Алексею Попову, который руководил театром с 1935 по 1958 год. Теперь будем закладывать звезду Любови Ивановне Добржанской. Впереди звезда Андрею Попову, Нине Сазоновой, Людмиле Касаткиной, Владимиру Зельдину, Николаю Пастухову. У нас и еще один юбилей — 80 лет зданию театра, построенному в 1940 году.
Одна из первых работ на этой сцене — «Сон в летнюю ночь» Алексея Попова, где Николай Пастухов должен был играть какую-то эпизодическую роль. Но началась война, артист добровольцем ушел на фронт, писал письма Попову, тот ему отвечал. Николай Исаакович прошел всю войну, а в его солдатском рюкзачке лежал экземпляр пьесы Шекспира. Когда я с ним общался много лет спустя, он сказал, что это ему помогло выжить — он хотел сыграть в этом спектакле. Он вернулся и стал великим артистом. Это должны знать молодые актеры, тогда будет жива связь времен.
Даниил Поляков