Итак, 6 ноября 2015 года войдет в историю города Бугуруслана, что в Оренбургском крае, как день, когда свои двери официально распахнул возрожденный и модернизированный городской драматический театр имени Николая Васильевича Гоголя. На долгожданное открытие театра в год юбилейного 115-го театрального сезона прибыла представительная делегация из Оренбурга во главе с губернатором Юрием Бергом, а из Москвы, прервав все дела, приехала народная артистка России Ольга Остроумова. Открытие театра состоялось с размахом, все было стилизовано под начало 20 века, прямо на ярмарочной площади его высокопревосходительству господину губернатору о делах в уездном купеческом городе Бугуруслане рапортовал бравый городовой, высокие гости неспешно прошлись по торговым рядам и степенно направились к памятнику Гоголю, открытие которого стало кульминацией уличного шествия. А внутри гостей ждало дефиле исторических костюмов из спектаклей ведущих театров области по произведениям наших национальных классиков, музыка живого оркестра на балконе и красочное представление на новой сцене. Вели концерт писатели-классики, чьими именами названы областные театры – Пушкин, Гоголь, Горький и классик татарской музыки Файзи, свои приветствия и поздравления очно и заочно озвучили Юрий Берг, Ольга Остроумова, Татьяна Горелова (тоже местная уроженка, ныне ведущая актриса Орского музыкального театра) свое видеообращение прислал Александр Калягин…
Этого судьбоносного для культуры целого северо-западного региона события бугурусланцы ждали более 20 лет. И больше всех – труппа самого городского драматического театра, все это время ютившаяся в местном Дворце культуры и тосковавшая по своей, родной сцене и своим, домашним стенам. И вот все произошло.
Площадь перед театром за эти дни преобразилась. Она перестала быть современной и на некоторое время стала исторической. Казалось, тут снимается фильм. Прессы действительно было с избытком, в наш местный объектив постоянно попадали коллеги из области – неизменные спутники всех визитов губернатора. Кстати, глава региона отдал этому событию столько времени и энтузиазма, что впору пасть ему в ноги всей местной публике во главе с артистами. По крайней мере, на сройке Юрий Берг побывал раз пятнадцать. Но вернемся на площадь. Здесь пнакануне, ендва убрали леса и забор, появились несвойственные нашему веку приметы – полосатая будка городового, старинные лавки, торговые ряды… По площади прохаживались странные персонажи из гоголевских времен. Возникли из небытия ушедшие сословия: дворяне, купцы, мещане, чиновники, селяне, служивые люди, бравое казачество… Зазывалы расхваливали товары, по-некрасовски красовались коробейники, кучковались красны девицы и жеманные барышни, а скоморохи потешали народ на свой скомороший лад. Одно слово: ярмарка! Зеваки же грелись чаем и толканьем, все-таки не май месяц. Но несмотря на пронизывающий ветер народ не расходился. И вот появился губернатор со свитой. Люди это поняли по тому, как ожил скучавший городовой у полосатой будки. Шагом кремлевского курсанта в смене караула у мавзолея (театр в новом виде вполне напоминает это культовое сооружение) городовой, похожий на пожарного из книжек Михалкова, направился навстречу губернскому голове. От лица славного купеческого города он доложил о состоянии дел на вверенном ему участке, а голова с делегацией направился по рядам.
Гости подошли ко всем: к румяным булочникам и озорным бараночникам, сладким медовикам да искушенным травникам, к услужливым масленникам и знатным пирожникам, задержались у живой черной овечки – символа города, дошли до аксаковского пузатого самовара – из музея-усадьбы писателя-классика, находящегося в этом же районе. Приехавшая на торжества Ольга Остроумова больше всего заинтересовалась на ярмарке местным подсолнечным маслом и приобрела две бутылки этого продукта с запахом родины. Народную артистку пытались было отговорить, одарить чем угодно, но Ольга Михайловна проявила характер и все-таки потратилась, как и все слобожане. Ярмарочный проход высоких гостей закончился открытием памятника классику двух литератур. Был сдернут полог – и перед народом предстал Николай Васильевич собственной персоной. Не сразу публика признала в одном из двух Гоголей, не бронзовом и сидящем у столика, а подвижном и во плотИ, заслуженного артиста России, ведущего актера нашего театра Валерия Бурматова. Для гостей это тоже оказалось неожиданностью. Ольга Остроумова даже сфотографировалась на память с бессмертным сатириком, чье имя носит здешний театр, в который она пришла впервые лет в пять, еще ребенком, поняв, что будет только актрисой.
Явив памятник самому себе, уже сам хозяин этого дома повел гостей внутрь. Театр себе не изменяет, и потому начался традиционно с вешалки. А на втором этаже, в меблированном диванами фойе, всех ждало дефиле. Его приготовили коллеги нашего БДТ – орчане и оренбуржцы. Гостям были продемонстрированы костюмы из разных постановок ведущих театров области, в основном по русской и татарской классике. На балконе играл живой оркестр. Все дышало атмосферой губернской жизни России позапрошлого и прошлого веков. Погружение в материал возымело резонанс. Публика убедилась воочию, что вот это и есть его величество театр. К тому же на открытие собралась только избранная публика. Сценическое действо начал самый обыкновенный Чорт. Как в сказке про Диканьку – сидя в небе на месяце. За миг перед глазами собравшихся прошли все герои гоголевских мистерий. Сценическая механика совершила исторический круг – и на авансцене оказались четыре заглавных ведущих – по названиям прибывших на новоселье театров-побратимов. С обложек своих книг и афиш своих театров сошли разом Пушкин, Горький и Файзи. Последний является классиком татарской музыки, а имя его носит областной музыкально-драматический театр. В такой дружеской компании Гоголь-писатель действительно парил, как одноименная птица. Программа была составлена в виде веселого капустника, и ведущие не скупились на остроты. А артисты блеснули знанием литературных инсценировок. На новоселье полагаются подарки, и главным стал рояль в кустах – презент губернатора. Юрий Берг подарил театру, можно сказать, душу – высококлассный иснструмент фирмы «Ямаха». А где рояль – там Денис Мацуев. Губернатор пообещал, что весной знамениттый исполнитель даст свой концерт в Бугуруслане. Ведь обещал же он Надежду Бабкину, и Надежда Бабкина с «Русской песней» полтора часа пела и отплясывала на этой же площади совсем недавно, как часть предвыборной программы Юрия Берга. А Ольга Остроумова, давно не испытывавшая такого волнения, в следующий раз намерена устроить для земляков свой творческий вечер. На пару с мужем – Валентином Гафтом. Теперь же она прочла его стихотворение «Театр» и исполнила «Лицейскую песню» Юлия Кима, ставшую для нее путеводной.
Свои поздравления бугурусланским артистам прислали и озвучили лично председатель СТД России Александр Калягин на видео, актриса с бугурусланскими корнями Ольга Горелова, депутат Виктор Заварзин устами Пушкина и другие. Зрители увидели и услышали фрагменты из «Сильвы», «Ревизора», «Свадьбы в Малиновке» и прослушали арию самого доктора кукольных наук. Татарские артисты из Оренбурга поднесли Николаю Васильевичу традиционный чак-чак и осыпали сцену и зал дождем из монет – на счастье и благополучие.
Стоит отметить, что на этих подмостках более века назад начинал свою театральную деятельность племянник и тезка известного писателя – Сергей Аксаков, председатель управы Николай Рычков. Два раза здесь был большой пожар, отчего в 80-90 годы театр не имел постоянной площадки. Лишь в 2000 году открылась малая сцена в холле строящегося здания, на которой и велись представления. За пять лет реконструкции здание было полностью перепланировано, заменена система отопления, коммуникаций и электроснабжения, увеличена площадь сцены и количество зрительских мест (с 88 до 270), причем предусмотрены в зале и места для инвалидов. Всего за эти годы в реконструкцию театра было вложено более 300 миллионов рублей. Для города с населением в 50 тысяч человек иметь свой театр – уникальный случай. А начиналось все с чайной, где в начале прошлого века местные энтузиасты организовали кружок чтения, отвлекая народ от повального пьянства. Тогда население города едва насчитывало пять тысяч душ. Так театр и дожил до своего 115 сезона, нося имя Гоголя, который не то что не бывал тут, но и не слышал, небось, про такой уездный городок Бугуруслан. И вот теперь сидит у входа в театр, изваянный стараниями оренбурженки Ольги Ульяновой, назвавшей композицию «Диалог с Гоголем». Потому что рядом с писателем стоит свободный стул, на который можно присесть и, например, сделать сэлфи на память в паре с классиком. Что многие тут же и сделали.
А на следующий день наши артисты давали полновесную премьеру – гоголевские «Мертвые души». И те, кто не попали на торжества в честь открытия театра, могли насладиться искусством в том виде, как это возможно в МХАТе, Малом театре, Современнике и на других лучших подмостках столиц. Потому что теперь Бугурусланский драматический театр имени Н. В. Гоголя (наш БДТ) технически и автономно вписан в этот перечень храмов искусств, где хозяйка одна на всех – муза театра Мельпомена.
9 ноября 2015 года,
Бугуруслан