ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ
Итак, 6 ноября 2015 года вошло в историю моего города Бугуруслана как день, когда свои двери официально распахнул возрождённый и модернизированный городской драматический театр имени Николая Васильевича Гоголя.
На долгожданное открытие театра в год юбилейного 115-го театрального сезона прибыла представительная делегация из Оренбурга во главе с губернатором Юрием Бергом, а из Москвы, прервав все дела, приехала народная артистка России Ольга Остроумова.
Открытие театра состоялось с размахом, всё было стилизовано под начало ХХ века, прямо на ярмарочной площади его высокопревосходительству господину губернатору о делах в уездном купеческом городе Бугуруслане рапортовал бравый городовой, высокие гости неспешно прошлись по торговым рядам и степенно направились к памятнику Гоголю, открытие которого стало кульминацией уличного шествия. А внутри гостей ждало дефиле исторических костюмов из спектаклей ведущих театров области по произведениям наших национальных классиков, музыка живого оркестра на балконе и красочное представление на новой сцене.
Вели концерт писатели-классики, чьими именами названы областные театры – Пушкин, Гоголь, Горький и классик татарской музыки Файзи, свои приветствия и поздравления очно и заочно озвучили Юрий Берг, Ольга Остроумова, Татьяна Горелова (тоже местная уроженка, ныне ведущая актриса Орского музыкального театра), своё видеообращение прислал Александр Калягин…
Этого судьбоносного для культуры целого северо-западного региона события бугурусланцы ждали более 20 лет.
И больше всех – труппа самого городского драматического театра, всё это время ютившаяся в местном Дворце культуры и тосковавшая по своей, родной сцене и своим, домашним стенам. И вот всё произошло.
ЯРМАРКА, ЯРМАРКА!..
Площадь перед театром за эти дни преобразилась. Она перестала быть современной и на некоторое время стала исторической. Казалось, тут снимается фильм.
Здесь накануне, едва убрали леса и забор, появились несвойственные нашему веку приметы – полосатая будка городового, старинные лавки, торговые ряды… По площади прохаживались странные персонажи из гоголевских времён. Возникли из небытия ушедшие сословия: дворяне, купцы, мещане, чиновники, селяне, служивые люди, бравое казачество… Зазывалы расхваливали товары, по-некрасовски красовались коробейники, кучковались красны девицы и жеманные барышни, а скоморохи потешали народ на свой скомороший лад.
Одно слово: ярмарка!
Зеваки же грелись чаем и толканьем, всё-таки не май месяц. Но несмотря на пронизывающий ветер народ не расходился.
И вот появился губернатор со свитой. Люди это поняли по тому, как ожил скучавший городовой у полосатой будки. Шагом кремлёвского курсанта в смене караула у мавзолея (театр в новом виде вполне напоминает это культовое сооружение) городовой, похожий на пожарного из книжек Михалкова, направился навстречу губернскому голове. От лица славного купеческого города он доложил о состоянии дел на вверенном ему участке, а голова с делегацией направился по рядам.
Гости подошли ко всем: к румяным булочникам и озорным бараночникам, сладким медовикам да искушённым травникам, к услужливым масленникам и знатным пирожникам, задержались у живой чёрной овечки – символа города, дошли до аксаковского пузатого самовара – из музея-усадьбы писателя-классика, находящегося в этом же районе.
РАЗДВОИВШИЙСЯ КЛАССИК И ГОСПОДИН ГУБЕРНАТОР
Ярмарочный проход высоких гостей закончился открытием памятника классику двух литератур. Был сдёрнут полог – и перед народом предстал Николай Васильевич собственной персоной.
Не сразу публика признала в одном из двух Гоголей, не бронзовом и сидящем у столика, а подвижном и во плоти, заслуженного артиста России, ведущего актёра нашего театра Валерия Бурматова.
Для гостей это тоже оказалось неожиданностью.
Явив памятник самому себе, уже сам хозяин этого дома повёл гостей внутрь. Театр себе не изменяет, и потому начался традиционно с вешалки. А на втором этаже, в меблированном диванами фойе, всех ждало дефиле. Его приготовили коллеги нашего БДТ – орчане и оренбуржцы.
Гостям были продемонстрированы костюмы из разных постановок ведущих театров области, в основном по русской и татарской классике. На балконе играл живой оркестр. Всё дышало атмосферой губернской жизни России позапрошлого и прошлого веков. Погружение в материал возымело резонанс. Публика убедилась воочию, что вот это и есть его величество театр. К тому же на открытие собралась только избранная публика.
ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!
Сценическое действо начал самый обыкновенный Чорт. Как в сказке про Диканьку – сидя в небе на месяце.
За миг перед глазами собравшихся прошли все герои гоголевских мистерий. Сценическая механика совершила исторический круг – и на авансцене оказались четыре заглавных ведущих – по названиям прибывших на новоселье театров-побратимов.
С обложек своих книг и афиш своих театров сошли разом Пушкин, Горький и Файзи. Последний является классиком татарской музыки, а имя его носит областной музыкально-драматический театр. В такой дружеской компании Гоголь-писатель действительно парил, как одноимённая птица. Программа была составлена в виде весёлого капустника, и ведущие не скупились на остроты. А артисты блеснули знанием литературных инсценировок.
На новоселье полагаются подарки, и главным стал рояль в кустах – презент губернатора.
Юрий Берг подарил театру, можно сказать, душу – высококлассный инструмент фирмы «Ямаха». А где рояль – там Денис Мацуев.
Губернатор пообещал, что весной знамениттый исполнитель даст свой концерт в Бугуруслане. Ведь обещал же он Надежду Бабкину, и Надежда Бабкина с «Русской песней» полтора часа пела и отплясывала на этой же площади совсем недавно, как часть предвыборной программы Юрия Берга.
Свои поздравления бугурусланским артистам прислали и озвучили лично председатель СТД России Александр Калягин на видео, актриса с бугурусланскими корнями Ольга Горелова, депутат Виктор Заварзин устами Пушкина и другие. Зрители увидели и услышали фрагменты из «Сильвы», «Ревизора», «Свадьбы в Малиновке» и прослушали арию самого доктора кукольных наук. Татарские артисты из Оренбурга поднесли Николаю Васильевичу традиционный чак-чак и осыпали сцену и зал дождём из монет – на счастье и благополучие.
ТРИСТА МИЛЛИОНОВ ЗА ПРЕСТИЖ
Стоит отметить, что на этих подмостках более века назад начинали свою театральную деятельность племянник и тёзка известного писателя Сергей Аксаков и председатель городской управы Николай Рычков.
Два раза здесь был большой пожар, отчего в 80-90 годы театр не имел постоянной площадки. Лишь в 2000 году открылась малая сцена в холле строящегося здания, на которой и велись представления. За пять лет реконструкции здание было полностью перепланировано, заменена система отопления, коммуникаций и электроснабжения, увеличена площадь сцены и количество зрительских мест (с 88 до 270), причём предусмотрены в зале и места для инвалидов.
Всего за эти годы в реконструкцию театра было вложено более 300 миллионов рублей.
Для города с населением в 50 тысяч человек иметь свой театр – уникальный случай.
А начиналось все с чайной, где в начале прошлого века местные энтузиасты организовали кружок чтения, отвлекая народ от повального пьянства. Тогда население города едва насчитывало пять тысяч душ.
Так театр и дожил до своего 115 сезона, нося имя Гоголя, который не то что не бывал тут, но и не слышал, небось, про такой уездный городок Бугуруслан. И вот теперь сидит у входа в театр, изваянный стараниями оренбурженки Ольги Ульяновой, назвавшей композицию «Диалог с Гоголем». Потому что рядом с писателем стоит свободный бронзовый стул, на который можно присесть и, например, сделать селфи на память в паре с классиком. Что многие тут же и сделали и делают поныне.
А на следующий день наши артисты давали полновесную премьеру – гоголевские «Мёртвые души». И те, кто не попали на торжества в честь открытия театра, могли насладиться искусством в том виде, как это возможно в МХАТе, Малом театре, Современнике и на других лучших подмостках столиц. Потому что теперь Бугурусланский драматический театр имени Н. В. Гоголя (наш БДТ) технически и автономно вписан в этот перечень храмов искусств, где хозяйка одна на всех – муза театра Мельпомена.
С НЕБА НА ЗЕМЛЮ
Театр уже действует шесть лет. Его перевели в этом году на областной баланс – город не тянет масштабные расходы.
Искусство вообще убыточно и жить может лишь на дотациях – как депрессивный регион. Так жили в советское время многие республики, ныне обособившиеся и благополучно задышавшие на свой ладан.
Без вымени большой коровы, какой была и остаётся Россия, эти худосочные телята не жильцы. Тогда они были иждивенцы и нахлебники, нынче – гастарбайтеры у нас же или в Европе. Или беженцы на ту же иноземную халяву.
А наш театр не такой. Он гордый. У него амбициозный худрук.
Театр даёт четыре премьеры в год, иначе не будет сборов. А зритель всё равно идёт неохотно. Да тут ещё эта пандемия.
Играют актёры пристойно, репертуар проверенный, есть свои авторы. А кассы нет.
Может, дело в политике театра, не соотнесённой с веяниями времени?
СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
У театра свои прикормленные режиссёры. Москва, Оренбург, далее по карте. Их немного. И посторонние тут не ходят, потому что «руины стреляют».
Вот дедушка с палочкой по фамилии Добровольский поставил пиесу из балканской жизни «Ограбление в полночь». Музыкальную. Но сначала он дал её для приведения в порядок моему знакомому – музыканту.
Тот измучился с правкой, как будто он работал с найденным неканоническим текстом Евангелия, спрятанным от иноверцев древними коптами в египетских пещерах. Местами текст отсутствовал (а там ещё и ноты), местами был засален – как в интермедии В. Винокура и Л. Оганезова, местами затрёпан… По этому первоисточнику и ставился премьерный спектакль.
До этого, ещё до открытия нового здания театра, на сцене ДК «Юбилейный», московский режиссёр с самарскими корнями Сорокин ставил пиесу из американской жизни (название забыл, но оно ничего вам не скажет).
Я был на репетиции и распознал в этом произведении «Странную миссис Сэвидж». Постановка оказалась «пиратской» (ну, там авторские права, иностранные дела и т.п.).
А янки со спутника даже не увидят, что в каком-то русском захолустье идёт стыренная у них вещь. Да так им и надо!
А ещё идёт в театре у нас пиеса из еврейской жизни «Брачный договор».
Тоже с музыкой и «Хава-нагилой», таки комедия в 2-х действиях (иначе «Ктуба», кто размовляет на иврите – поймёт). Её поставил тоже Сорокин. В общем, есть театр, есть клан и междусобойчик. Наверно, как везде. И ещё идёт пиеса из французской жизни «Женитьба Фигаро» в интерпретации Сорокина же. А режиссёр с палочкой Добровольский сам написал «Изящную пьесу» (скромненько) на два часа, со множеством «пикантных» ситуаций.
Ну, седина в бороду – бес в ребро, а публике пощекотаться.
Наш ведущий и заслуженный артист Бурматов подумал и поставил вослед то, «Чего хочет баба». Это про одиноких селянок, что отличает их от «Милых грешниц» (игривого костюмного мюзикла) и «Чужого ребёнка» (дачной комедии). Разумеется, Гоголь и Чехов присутствуют на афише в обязательном порядке. Видимо, как свадебные генералы.
ЧЬЯ НОША ТЯНЕТ?
Мы тут грешным делом три мюзикла сообразили – два для детишек и один для взрослых, хотя и по сюжету детской сказки про щуку.
Не то, что он 18+, но там присутствует лёгкая политическая сатира и продолжительность не для детской усидчивости. Одних песен только тридцать две! И одна лучше другой…
Пандемия нам крылья обломала. К тому же по профильным площадкам сидят свои авторы: М. Дунаевский, А. Рыбников, А. Журбин, А. Укупник… Мастодонты, что тут скажешь.
Даже в нашем Оренбурге подвизался К. Бредбург и гонит исключительно свою продукцию. Куда уж нам – в эти калашные ряды.
Нас обнадёжили Сибирь (Тюмень) и Дальний Восток (театр по ведомству Минобороны). Сибиряки на карантине, а у дальневосточников вспыхнули какие-то закулисные разборки. В общем, всё глухо, как в танке.
Но ведь у нас вот, в десяти шагах, свой театр – театр славы двух Вячеславов. И туда нам больше всего-то ходу и нет. Там ставят раритеты из чулана Добровольского и плодовитую Ольгу Степнову. А так же Ерпылёву, Шкваркина и Моцаря (кто это?).
А мы – деревня, а тут – целый БДТ с Гоголем у входа.
Не парадокс ли: при своём театре не знаем, как пристроить эксклюзивный и качественный материал.
Заведомо кассовый, поскольку насквозь музыкальный. И потому, я полагаю, фраза Пушкина «театр уж полон» звучит безусловно гиперболически.
А земляки-казаки Шолохова за большого писателя не держали, гуторили, что так же бы зараз любой из них «Тихий Дон» написал. Да уж, нет пророков в своём отечестве…
Сергей Парамонов