«Мне 41, и я армянин», — любит повторять Тигран Кеосаян. Однако не так давно за одно публичное высказывание
— Тигран, ты родился в Москве. Но скажи, были ли у тебя по жизни проблемы, связанные с «пятым пунктом»?
— Не было у меня таких проблем! Говорю честно. Никогда не чувствовал агрессии ко мне только потому, что я армянин.
— Ты хочешь сказать, что с 1966 года, когда ты родился, по
— Все-таки я прожил две разные жизни — в СССР и в России после
— Но мне кажется, что власть все-таки держит этого джинна под контролем, периодически, правда, выпуская его.
— Правильно! Но в
— Так эти партии, похоже, находятся под хорошей «крышей».
— Я не знаю, под чьей «крышей» они находятся, но еще семь лет назад я такого всплеска национализма, который уже из бытового переходит в политический, не помню. Но обсуждать мне что-либо с этими людьми нечего. Я же не могу опуститься в своем развитии на 49 ступенек вниз до уровня питекантропа! Но после всей этой моей судебной истории я много чего прочел в Интернете.
— Узнал про себя
— Нет, не про себя. Я понял многое о людях, которых легко можно завести на эту тему. И это страшно. Легче всего сказать, что во всех твоих бедах виноват иноземец. Но одну секундочку! А много ли иноземцев среди чиновников? Вы спросите с них!
— Давай не о политике, не об идеологии, не о философии, а о тебе. Так ты говоришь, что в советское время у тебя не было никакого дискомфорта по национальному вопросу?
— Если говорить о давящем ощущении, культивируемом в доме, где мне все говорили: будь осторожнее в школе, на улице, во дворе, такого не было! Может, меня правильно воспитывали и я не обращал на это внимания? Не знаю. Но в СССР не было никакой националистической политики.
О бытовых вещах я не говорю. Ну да, было один разочек, когда на улице
— И ты рассказал об этом по телевизору, за что депутат Курьянович подал на тебя в суд.
— К несчастью, в прокуратуре по закону должны были заниматься этим его запросом, и я исполнял закон, придя на дачу показаний. Ну как можно было обвинить меня, человека, который безумно трепетно относится к тому, что не бывает разницы по национальности?! Либо ты хороший, либо плохой, а думать, татарин ты, еврей, грузин или русский — это удел нищих духом подонков. Причем в той телепрограмме я не говорил, что тот, кто меня так назвал, был русским. Поэтому я не знаю, с какого перепуга
— Твой папа скорее всего имел в виду не национальность, а то, что за хамство и оскорбление нужно давать сдачи.
— Именно так! Оскорбление нельзя терпеть. Ты же можешь идти с девушкой, и если ее обзовут, разве ты не ответишь, не защитишь ее? Если ты этого не сделаешь, то лучше просто повеситься. Ведь тогда получится, что хам сильнее тебя. Но у хама нет национальности.
— Тигран, ты поддерживаешь
— Мы иногда видимся, но на их совещания меня не приглашают. Для того чтобы почувствовать себя армянином, мне не нужно видеть вокруг себя еще тысячу армянских лиц. Язык я уже не забуду, армянскую литературу, которую я читал, читаю и буду читать, наряду с американской, русской, еврейской, французской, грузинской, тоже не забуду. Вообще, я очень не люблю скопления народа. В конце
Александр Мельман